1950 - 1954:
Автобиография . Для представления в Школу-студию МХАТ.1950г
Заявление о приёме Школу -студию МХАТ . 29июля 1950 г.
Школа-студия МХАТ
Руководители курса: Сергей Капитонович Блинников и Георгий Авдеевич Герасимов
О.А. АНОФРИЕВ |
О.Л. ЛАРКИНА |
Т.Ф. БИЗЯЕВА |
А.С. МАРТЫНОВА |
М.А. ГОРЮНОВ |
В.И. МИЛОСЕРДОВ |
Л.И. ГУБАНОВ |
И.Я. НОВИКОВ |
Н.И. ГУЛЯЕВА |
С.С. СКВОРЦОВА |
Л.К. ДУРОВ |
В.С. СОЛОВЕРОВ |
В.В. ЕРМОЛЬЕВА |
И.Д. СОЛОМОНОВА |
М.Н. ЗИМИН |
С.Н. ХАРИТОНОВА |
И.Н. КИРИЧЕНКО |
Л.В. ХАРИТОНОВ |
В.С. КОРОВИН |
Н.А. ШЕСТОПАЛОВА |
Н.К. КУДРЯВЦЕВ |
|
Я поступал как все поступают- сразу в два института: в один мол не примут, а вдруг понравишься в другом. Меня допустили до третьего тура в Вахтанговском училище и во МХАТе. МХАТ мне понравился больше. Знаете чем? Портретами. Я ходил смотрел: Тарханов, Москвин, Качалов, Тарасова- и вот как-то все эти портреты на меня странно-завораживающе действовали. И подумалось: я окажусь в заведении которое связано с такими грандиозными личностями. Тогда я ещё вряд ли понимал , что они сделали, и смотрел на них скорее как на святых , а не как на реальных актёров, которые создали великий театр. Я решил, что поступлю во МХАТ. Но какая-то иногородняя девица сказала мне: " Дуров, о вас шёл спор: мол маленького роста..." И вдруг вскидывается Топорков: " А я какого роста? А Грибов какого роста? Вы что с ума сошли что-ли! Стоящий парень." И меня приняли.
В комиссии сидели мхатовские корифеи и наши будущие руководители курса: Сергей Капитонович Блинников и Георгий Авдеевич Герасимов. Они были совершенно разными: Георгий Авдеевич - педагог, преподаватель, вышибал жлобство, прививал культуру, а Сергей Капитонович - режиссёр-постановщик. Это было грандиозное сочетание, поэтому многие с нашего курса и стали известными артистами: было чему и у кого поучиться.
Тогда любили брать ребят попроще. Была мода на простых ребят. А проще меня никого не было. Среди нас ходил только один пижон- в роскошном костюме и с роскошным галстуком. На экзамене он сказал: " Я сейчас вам прочту монолог Сатина". И Сергей Капитонович ему неожиданно: " А монолог трикотажа не знаешь, нет милый?" И судьба его была решена.
Учёба - безумно интересная. Надо сказать, что у нас студенческо-богемного времени не было. Мы вкалывали. И очень много. Редко- редко собирались у кого-то на даче, да и дачи то ни у кого не было- все, в общем-то, бедные были. Но время для нас тогда грандиозное было, потому что входишь во МХАТ и встречаешь студентов, твоих коллег с разных курсов. А это Борисов, Табаков, Козаков, Доронина, Басилашвили, Мизери, Евстигнеев!.... А Лёня Харитонов! Одно время он был популярен безумно: МХАТ выезжал на гастроли, в автобусе сидела коллекция мхатовских актёров, а все осаждавшие автобус аборигены кричали: Харитонов, Харитонов, Харитонов. И кстати никто не обижался. Я думаю , у корифеев МХАТа хватало мудрости, ума и таланта., чтобы не ревновать к этой его популярности.
Помню ещё прощание со Сталиным. В Школе-студии оно было немножечко фарсовое. Выходили актёры на трибуну и скорее, демонстрировали свой темперамент , чем тяжёлое состояние души по поводу смерти вождя. Конечно, смерть Сталина никак не отразилась на занятиях. Для нас это как-то проскочило и проскочило. Ведь впереди - дипломные спектакли. Не до Сталина клянусь вам.
"У нас был спор: мы из дверей школы-студии выпрыгивали в толпу; самое главное было зажаться между людьми, потому что если ты пойдёшь, то отдавят ноги, но ты впрыгиваешь , и в таком положении тебя вносит в Колонный зал. Ты проходишь мимо гроба, выходишь и бежишь обходными путями в студию, опять из неё выходишь, впрыгиваешь в толпу... Вот такое было соревнование, и мы хвастались: я три, я четыре раза прошёл. Просто дурака валяли. Хотя я много страшного помню из того дня"
Л.К.Дуров . Выдержка из юбилейного альбома посвящённого 60-летию Школы-студии МХАТ, созданной в 1943г, Вл. И. Немировичем- Данченко.
Когда ты смотришь на портреты стариков и вспоминаешь их жизнь, их работы понимаешь, что они были были аристократами. Мы разночинцы. Студия МХАТ прививала культуру отношения к театру. К доскам, по которым ходишь, к ощущению себя в театре. В Школе-студии это было как ни в одном другом институте. Был особый воздух, какой-то особый дух.
Дипломные спектакли :
А. М. Горький ЕГОР БУЛЫЧОВ И ДРУГИЕ.
К. Симонов ТАК И БУДЕТ.
А. В. Цессарский ИВАН ГРУЗДЕВ
О.Голдсмит. НОЧЬ ОШИБОК
А. Н. Островский НА БОЙКОМ МЕСТЕ ( первый и второй акты)
И.Тургенев. СВИДАНИЕ. ( сцены),
Ф. Достоевский. ИДИОТ (сцены)
КОПИЯ ДИПЛОМА ОБ ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ
от 16 июня 1954 г.
По окончании школы-студии Лев Дуров ушёл в Центральный детский. То был выбор , выигрышность которого уже подтвердили судьбы нескольких старших. В первый же год сыграл в спектакле " В Добрый час" По пьесе он вместе с приятелем приезжал поступать в московский вуз. Приятеля играл Ефремов, старшего сына в семье, где хотели остановиться играл Геннадий Печников тоже выпускник школы-студии МХАТ.
Спектакль " В Добрый час." стал поворотным для русской сцены. Он возвращался к традиционным для МХАТ мотивам ( дом, отъезд, судьба и быт) и заново в обновлённой артистической технике их озвучивал. В исскустве Льва Дурова найдёт продолжение и сдвиг традиционная тема " униженных и оскорблённых" он будет находить неожиданно опасные ракурсы образа "маленького человека". Не только в его штабс-капитане Снегирёве (" Брат Алёша") и Ноздрёве ("Дорога") , но и в самом " коде " этого актёра можно чувствовать москвинскую, мхатовскую его родословную. Естественно, что он- пусть ненадолго- пришёл в Школу-студию уже как руководитель актёрского курса (выпуск 1996 года)
1996:
Школа-студия МХАТ
Руководитель курса: Лев Константинович Дуров
Е. Африканова |
О. Курганова |
П. Ахальцев |
М. Левикин |
Д. Балашов |
М. Салов |
Р. Бершауэр |
Н. Салопин |
М. Глазкова |
В. Трошин |
А. Горохова |
Д. Филиппов |
Е. Григорьева |
С. Фролова |
М. Капралова |
Д. Цурский |
Т. Карант |
Э. Чекмазов |
О. Кузнецов |
Г. Шаповалова |
ПРОФЕССОР ДУРОВ НАЧИНАЕТ УРОК Культура. 9 сентября 1995г.
И это уже не банальная нотация, а наглядный урок мастерства: всё решает интонация, всё решает и жест, всё решает живое соответствие заданным обстоятельствам - вплоть до нас с фотокором, влезших в учебный класс и потребовавших включить лишние софиты...>>
Дипломные спектакли :
П. Мериме.ИЗ ТЕАТРА КЛАРЫ ГАЗУЛЬ..
М. Горький.СТАРИК
А.Чехов. ТРИ СЕСТРЫ
А.Чехов. ДЯДЯ ВАНЯ
Я выпустил курс. Ребятами я очень доволен, двое играют во МХАТе, трое - в моем Театре на Малой Бронной, некоторые - на Таганке, и все очень хорошо работают, все заняты. Но больше не преподаю. Так получилось, я даже сам не понял, почему, я не выясняю никаких отношений. Но возникло какое-то охлаждение между мной и кафедрой. Даже не знаю, какое, никаких конфликтов не было, но я понял, что не надо. Я выпустил курс и тихо ушёл.
Эдуард Чекмазов:
Лев Константинович-клубок энергии, шаровая молния. Завести его ничего не стоило - он очень взрывной человек. И принципиальный человек, никогда свои позиции не сдавал. >>
Мария Глазкова:
Лев Константинович - человек, который фанатично предан своей профессии. Это необыкновенная личность, очень порядочный и дисциплинированный человек - эти качества он стремится прививать своим студентам. >>
Татьяна Мамлеева:
Очень много в творческом плане я получила у Льва Дурова, который вел третий курс. Легкий, веселый человек, начинающий репетиции с житейских разговоров. Сразу возникало тепло в отношениях между ним и студентами. >>
Елена Морозова:
На занятия я исправно ходила только два первых года. Приносила ворох наработок и не могла понять, хороши они или не слишком. Было такое чувство, будто мы занимались чем-то вроде рукоделия. >>
Дуров — это супермагнитофон, только маленький! Удобный, компактный, современный дизайн — глаз радует.>>