На главную


ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА

Девять дней одного годаВ течение многих недель каждый, кто приходил на киностудию «Мосфильму, останавливался у одного из павильонов. Огромная лаборатория: машины, сигнальные лампы, пульты управлений, рубильники, люди в белых халатах... Невозможно сосчитать, сколько самых разнообразных и удивительных декораций было построено в павильонах студии. Но та, около которой останавливались и подолгу простаивали даже искушенные мосфильмовцы — была построена впервые. Ибо она, подобно отражению в зеркале, повторяла исследовательскую лабораторию атомного института. И настолько точно, верно и безукоризненно была построена декорация, что ученые-физики, посмотревшие фильм, никак не могли поверить, что все это снято в павильоне, а не в настоящих лабораториях института.

Достоверность обстановки в кинематографе—обстоятельство чрезвычайно важное не только для зрителя, но и для актера. Поэтому трое актеров, нсполнявших в фильме роли молодых ученых-физиков, каждый раз, переступая порог павильона, внутренне как бы окунались в ту атмосферу, ту обстановку, в которой проводят свои рабочие часы ученые.

В роли молодого и очень одаренного физика-экспериментатора Дмитрия Гусева снимался актер А. Баталов.

«Я с огромным интересом работал над образом Дмитрия Гусева,— говорит Алексей Баталов.— Жизнь этого ученого-атомщика заполнена упорным, осмысленным и притом совершенно не бросающимся в глаза подвигом. Роль Гусева особенно привлекает меня тем, что он — человек сегодняшнего дня, глубоко интеллигентный, можно сказать— человек новой советской формации».

Его друга Илью Куликова, тоже ученого-физика, играет актер И. Смоктуновский. Он снимался в фильмах: «В окопах Сталинграда», «Ночной гость», «Високосный год».

Жену Гусева, Лелю, играет, совсем молодая актриса театра «Современник» Т. Лаврова. Роль Лели — первая большая роль молодой актрисы в кинематографе.

Фильм «Девять дней одного года» начинается несколько необычно. Он начинается до того, как на экране побежали титры.

...В тишину лабораторий (внезапно ворвался низкий протяжный вой сирены. В лабиринтах бесконечных коридоров замигали сигнальные лампы:

— Внимание! Внимание!

— Опасно! Опасно! Опасно!

Девять дней одного годаВ этот день советские ученые Синцов и Гусев получили ионизированную плазму. Им удалось сделать шаг вперед на неизведанном пути к тайнам управляемой термоядернон реакции. Один шаг. Но высока цена этого шага: облученный мощным потоком нейтронов, гибнет Синцов. Гусева удается спасти только потому, что он получил меньшую дозу радиоактивных, лучей. Врач предупредил, что еще одно случайное, даже незначительное облучение, неизбежно приведет к катастрофе. Надо заняться другим Делом, надо уйти, оставить незаконченные опыты и тогда можно прожить много лет... Но Гусев не хочет. Синцов саое дело сделал. Теперь он, Гусев, должен сделать свое — подняться еще на одну, ступеньку, приблизив, тем самым, человечество к неисчерпаемым запасам энергии.

Для завершения работы Гусеву нужен один год. О девяти днях этого года и рассказывает фильм. Продолжая поиски пути к управлению термоядерной реакцией, Гусев вновь облучается и в тяжелом состоянии попадает в больницу. Предстоит операция. Шансов на опасение очень мало. Их почти нет. Почти. Но как жизнеутверждающе звучит финал картины: Сколько веры во всепобеждающий человеческий разум, в жизнь, в то что такне, как Гусев — не умирают!

Своеобразные трудности испытывали молодой оператор Г. Лавров и такой же молодой художник Е. Колганов: больше половины действия фильма происходит в декорациях исследовательского института. А как известно, различные машины, рубильники, трансформаторы —материал для кинематографа крайне неблагодарный. Поэтому перед оператором и художником стояла задача снять это так-чтобы для зрителей все оборудование института и его лабораторий не стали просто скучным, и однообразным фоном.

Сотню книг по специальным вопросам пришлось перечитать авторам сценария М. Ромму, который является также режиссером-постановщиком фильма, и Д. Храбровицкому. Они побывали в ряде научных учреждений и институтов, встречались со многими крупнейшими учеными не только для получения у них специальных консультаций, ко и для того, чтобы придать своим героям типические, характерные черты, свойственные истинным представителям науки.

А. Репина - Пастухова
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова