На главную


НЕВЕРОЯНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МУШКЕТЁРОВ ВО ЛЬВОВЕ

Смехов, Смирнитский, СтарыгинЧетверть века назад на советские телеэкраны вышел фильм "Д'Артаньян и три мушкетёра". Эта картина по сей день остается в списке самых любимых и рейтинговых. Песни Максима Дунаевского из этой ленты стали почти народными, а актеры-мушкетеры - кумирами. Но мало кто знает, сколько заэкранных приключений выпало на долю режиссера и исполнителей главных ролей...

Тридцать лет назад театральный режиссер Александр Товстоногов (сын Георгия Товстоногова) вместе с Марком Розовским, Юрием Ряшенцевым и Максимом Дунаевским подарили еще одну сценическую жизнь легендарному роману Дюма "Три мушкетёра". Товстоногов осуществил постановку этой пьесы в московском ТЮЗе. Один из спектаклей посмотрел высокий чин из Госкино и, весьма впечатлившись, дал "добро" на кинематографическую жизнь истории о доблестных мушкетерах. Заявка на съемки фильма была отправлена в Одессу. Режиссером стал одессит Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который роман знал почти наизусть. Дунаевский впоследствии переделал музыку, а тексты песен Юрия Ряшенцева остались нетронутыми.

Юнгвальд-ХилькевиЧ сразу решил на роль Людовика пригласить Олега Табакова, а на роль Анны Австрийской - Алису Фрейндлих. Режиссер был уверен, что эти актеры - залог успеха картины. 
Валентин Смирнитский, Владимир Балон, Игорь Старыгин, Михаил Боярский, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Венианим Смехов на съемках "Трех мушкетеров". 
Фото из архива "Ведомостей"  
 
Олег Табаков в фильме Перед Табаковым поставили задачу сыграть человека маленького роста, который хочет казаться выше. Как ни странно, Фрейндлих поначалу с трудом входила в образ королевы, а однажды на репетиции впала в истерику: "Я бездарна! Я ничего не могу понять!" Алиса Бруновна не могла взять в толк, почему ее героиня не побоялась подарить возлюбленному подвески, подаренные мужем. Режиссер дал ей очень убедительные пояснения: единственное, чем она может досадить королю, - отдать его подарок. Ответ более чем удовлетворил Фрейндлих. С испанской непокорностью в осанке и коварным блеском в глазах актриса сыграла эту сцену, которую сняли буквально за десять минут.

Александр АбдуловГасконцем сначала должен был стать Александр Абдулов. Михаила Боярского пригласили пробоваться на роли Рошфора, Атоса, Арамиса - на выбор. Когда же его нарядили в мушкетерский костюм и он зашел в павильон, там воцарилась восхищенная тишина. Так Боярский стал гасконцем. Актер решительно отказался от дублеров, хотя в фильме было полным-полно сложных трюков. Он отважно прыгал с высоты пятнадцать метров, а затем радостно бежал наверх и повторял прыжок. Так он хотел заработать на пирушку (за каскадерский трюк платили 50 рублей), но зря старался - оплачивался только первый прыжок. Во время фехтования с Борисом Клюевым (Рошфором) Боярский так вошел в роль, что, схватив зубами его шпагу, сломал зуб. А в другой раз шпага противника попала ему в верхнее небо, не дойдя до мозга каких-то пару сантиметров. Актера увезли в больницу, но молодость взяла свое - через несколько дней Боярский, не долечившись, примчался на съемки.

На роль Атоса единственным кандидатом был Василий Ливанов. Но, превосходно сыграв на пробах, в назначенный срок он на съемки не явился. Группа оказалась в простое. Увидев в Театре на Таганке Вениамина Смехова в роли Воланда, раздосадованный режиссер, не раздумывая, предложил ему стать Атосом. Смехов согласился. На роль Портоса претендовал Георгий Мартиросян, но утвердили Валентина Смирнитского, который пробовался со сломанной ногой и все переживал, снимут ли гипс до начала работы. Поначалу его "уплотняли" для съемок, а потом он и сам растолстел до нужной формы. Игоря Старыгина на роль Арамиса утвердили с ходу.

В роли Миледи режиссер видел актрису Елену Соловей. Однако к началу съемок она оказалась беременной, и постановщик в отчаянии позвонил Маргарите Тереховой: "Ритка, спасай!" Но в Госкино в приказном порядке на роль утвердили Светлану Пенкину. Услышав это, Хилькевич отказался от фильма, запил и уехал в Ленинград. От Пенкиной ему все-таки удалось отбиться, и Терехова приехала на пробы. Актрису одели в шифоновую блузочку (без бюстгальтера) и начали снимать. С этими пробами режиссер поехал в Москву утверждать Терехову на роль. "Хотя так делать нельзя, это очень красиво, - сказал кто-то из госчиновников. - Если хотите - снимайте. Терехова хороша". Некоторые зрители до сих пор уверены, что Терехова играла в парике, настолько эффектны ее золотые локоны. На самом же деле ее каждое утро просто завивали (и в итоге сожгли ей волосы). Чтобы во всем походить на свою героиню, актриса ночами не спала - хотела выглядеть уставшей, ведь по сценарию Миледи проводила ночи в седле.

Евгения СимоноваКонстанцией режиссер видел Евгению Симонову. Но вмешалось руководство Госкино, потребовавшее взять Ирину Алферову, которой покровительствовал некий большой чиновник. По мнению Хилькевича, Алферовой не свойственна французская легкость, у нее глубоко славянский тип и ей не хватало музыкальности, а Симонова была бы более изысканно лукавой, хитрой и ускользающей. К Ирине на съемочной площадке изначально относились прохладно. Для актрисы не шили костюмы, не ставили свет, не репетировали. Когда нужно было снимать ее сцену, на площадку не пускали никого из партнеров, а ей говорили: "Вот стул, на котором сидела Фрейндлих, обращайся мысленно к нему". Режиссер даже не дал Алферовой из-за ее "грубоватого тембра" озвучить свою героиню. Констанция Бонасье говорила голосом Анастасии Вертинской, а кардинала Решелье (его сыграл Трофимов) озвучил Михаил Козаков. Поговаривали, что у Вертинской с Козаковым был роман: на озвучании они пристально смотрели друг на друга, отчего актриса вспыхивала, и ее голос непередаваемо дрожал.

В роли Бэкингема должен был сниматься Игорь Костолевский, но он отказался, когда забраковали Евгению Симонову. Потом на эту роль пригласили Алексея Кузнецова.

Фильм снимали в основном во Львове. Работа была под угрозой срыва. Говорят, из-за "аморального" и "антисоветского" поведения мушкетеров. Вначале группу поселили в гостиницу, где в номерах не было воды. В знак протеста актеры самочинно вселились в апартаменты режиссера. Когда Хилькевич вошел в свой "люкс", то сквозь сигаретный дым и перегарный чад увидел тела подопечных, беспорядочно сгруженные на кровать и диван. В этот же день всех переселили в лучшую гостиницу "Ульяновская" (для обкомовского руководства). Правда, никто не знал, что номера напичканы "жучками", и актерская братия по полной программе чесала анекдоты на тему "партия и правительство". Боярский пародировал Брежнева, раздавал всем звания и ордена. Лев Дуров вещал голосом другого Ильича. Через некоторое время режиссера вызвали в КГБ и показали распечатки всех разговоров. Хилькевич еле отмазался от этого скандала. А Дуров из-за этой истории не получил очередного звания.

Не увенчалась успехом и попытка ввести на съемках "сухой" закон. Режиссер удивлялся, почему от мушкетеров постоянно пахнет спиртным - вроде, никуда не отлучались. Как выяснилось, главным "растлителем" был начальник Львовского ГАИ, отличавшийся невероятной тягой к искусству. В багажник его чудо-"Волги" была вмонтирована огромная канистра с краником, постоянно наполненная то водкой, то вином, то хорошим коньячком. К этому кранику и прикладывались актеры. Не пил только Трофимов. Но один раз и его удалось напоить, да так, что пришлось вызывать "скорую". В другой раз Смирнитский, чудом не изранившись, подшофе прошел через стекло в шкафу. Однажды все мушкетеры (кроме Атоса), Владимир Балон (гвардеец де Жюссак) и Георгий Мартиросян спустили все что можно. И суточные в том числе. Посидели голодные, а потом стащили в магазине ящик с копченой рыбой. Выносил Мартиросян, который в картине играл гвардейца. Остальные отвлекали внимание продавца. Затем рыбу меняли на другую провизию и вино.

Благородная четверка имела обыкновение резвиться от души. С утра артисты наряжались в мушкетерские доспехи и в таком виде ходили в ресторан, столовую, на рынок. И даже спали в камзолах и плащах. Амбре на площадке было привычным делом. Основной закон мушкетеров гласил: никаких романов! И все же девушкам так нравился Боярский... Кстати, милиция во Львове к актерам была благосклонна. Им даже привозили конфискованные на границе с Польшей порнофильмы. Приезжали в гости со своей передвижной установкой, все укладывались на пол и на потолке смотрели кино.

Во Львове Боярскому сильно понравился маленький козленок из реквизита. Михаил Сергеевич недолго думая захватил казенный живой инвентарь и ненадолго уехал с ним в Ленинград. Загипнотизированные стюардессы даже пустили их в самолет, где козлик стал метить территорию. Появление парнокопытного в коммунальной квартире артиста не вызвало восторга у соседей. Но это не помешало козленку, стуча копытцами, бегать ночью по длинному коридору. А потом хозяин его приодел: в театральном пошивочном цехе, по просьбе Боярского, козленку сшили штанишки, и д'Артаньян ходил с ним, как с собакой, по Питеру. А в это время Хилькевич слал гневные телеграммы: "Срочно возвращайте козла!". И они вернулись...

Во время съемок движение на улицах Львова замирало. Прохожие наблюдали, как благородные мушкетёры, подметая плащами мостовую, поднимаются на коленях на третий этаж, к... бухгалтеру Клавдии Петровне. Суровая женщина сдавалась и открывала кассу. Во львовских магазинах артистам охотно давали в долг. Так было и в Одессе. Когда съемочную группу перевели из Львова в Одессу, поклонницы тоже перекочевали. Уезжая из обкомовской гостиницы, Балон открутил табличку с номером 314 и прикрепил ее на дверь в одесской гостинице. Поток поклонниц тянулся на эту табличку, как мышки на сыр. Однажды был назначен концерт в одном из одесских комсомольских клубов. Заботливый Боярский приехал заранее. И не один. Поскольку у каждого мушкетера должна была быть своя женщина, то нескольких он припас для друзей, спрятав в рефрижераторе автомобиля. И сам сидел с ними за компанию. Ему казалось, что это очень смешно. Когда друзья пришли, затея д'Артаньяна была оценена по достоинству, но на следующий день у Боярского началась страшнейшая ангина. К счастью, съемки в Одессе закончились вовремя, иначе мушкетеров просто убили бы негодовавшие мужья, женихи, братья и отцы боевых подруг. Поэтому актеры эвакуировались в Москву, никому не оставив своих адресов. Но не тут-то было. В "Останкино" на озвучке картины под аппаратными друзей ждали все те же одесские и львовские подруги. Ну а потом мушкетерам даже детские фотографии присылали, и они спорили, кто на кого похож...

Михаил Боярский в фильме Несколько лет назад Михаил Боярский написал сценарий романтичного завершения жизни мушкетёров. Это его самостоятельная версия. Друзья-мушкетеры согласились на продолжение, Дунаевский тоже. Но эта идея никого всерьез не интересует. По мнению Боярского, на производство фильма вполне достаточно полмиллиона долларов, но и их никто не дает. Хилькевич отказался быть режиссером, ссылаясь на то, что если увидит их еще раз, у него снова будет инфаркт. Сценарий у Боярского всегда с собой, в сумке. Страницы уже пожелтели. И он потихонечку начинает сомневаться... Благодаря роли д'Артаньяна и песням из фильма популярность артиста стала колоссальной. В 1984 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, в 1990-м - народного артиста России. Когда в Кремле ему вручали орден Дружбы народов, первое лицо государства шутя оставило за артистом привилегию не снимать шляпу даже перед "королем".

Татьяна Сергиенко
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова