На главную


СКАЗКА СТРАННОСТЕЙ

Сказка странствийВТОРУЮ серию предыдущего фильма А. Митты «Экипаж» можно условно назвать производственной сказкой. Слово «сказка» вынесено в название его нового фильма. Итак, «Сказка странствий».

Аксиома: все гениальные сказки открывают нам глаза на истинное положение вещей. Нам рассказывается некая история — простая, доступная детскому разуму, со счастливой развязкой. В лучших, например, в «Снежной королеве», сказка обретает пространство мифа, образуя здание в. несколько этажей. Это, если хотите, сказка-небоскреб с этажами морали, поэзии и проч.

О чём же поведала нам «Сказка странствий»?

 Все начинается с праздника. Рождественский карнавал. Мальчик и девочка — Май и Марта с бутафорскими крылышками за спиной — не то бабочки, не то птицы. Мая похищают, носят по свету в клетке, и он будет бескрылым до того часа, пока в нем не проснется извечная тяга человека к полету. Он талантлив, этот Май, у него дар находить клады. Талант делать деньги, притягивать золото. В финале фильма нас ждет мощная метафора золотого смерча — с восстающими из тайников скелетами, с искрящимся ливнем монет. Но человеческий талант любить и сострадать отбивает у Мая нюх золотоискателя, и он чертит на скале контуры летательного аппарата.

А что же Марта? В поисках брата она скитается. Ей предстоит пережить и бегство из рая, и ужасы. Будут в фильме и чуть карикатурные древние греки, и инквизиция, и английская псовая охота на фоне готического замка. Как вы уже догадались, эта сказка обращена в прошлое, и мы присутствуем при рождении «сказочного кино-историэма». (А если бы — путешествие в будущее? Что тогда? Следующий шаг — утопия? Отважится ли кто-нибудь на этот шаг?).

Сквозная тема скаэки А. Митты — тема «полёта как парения человеческого духа. Древние греки, как известно, любые деяния в своих мифах — от предательства до убийства — стремились, превратить в красоту. Оставим в скобках, нравственно ли это. Скажем: в сказках все красиво. Красота равна Нравственности.

В фильме — крен в другую сторону. Возьмём эпизод с Орландо (А. Миронов) и Мартой (Т. Аксюта), когда их замуровывают в башне. Как их оттуда вызволить? Нечего ломать голову, это же проще простого: Марта в два счёта отыскивает ход на «крышу». А Орландо быстренько мастерит планер.

Простим, условностям их условность. Важен ход. И выход на миф об Икаре. С замиранием сердца^ждем: сейчас, сейчас миф}, наполнится невиданным доселе смыслом, оживет, обогащенный фантазией даровитых авторов. И вот парящий Орландо, обозревая Землю с высоты птичьего полета, возглашает: «Посмотри, как прекрасна Земля!».

И это — всё. Как будто мы смотрим учебный фильм по планеризму.

Спускаемся с небес на «прекрасную Землю» и попадаем в город Чумы. Снова ждём: чем же удивят нас авторы,, загнавшие своих героев в пространство, досконально исследованное А. Камю. В его «Чуме» фантасмагория начинается с обыкновенной крысы. Затем эта разносчица смертельной заразы становится символом чумы фашизма. В ту же Крысу в «Сказке...» превращается и красавица-нищенка Чума с красными язвами на шее. Увы, сходство с книгой А. Камю на этом заканчивается. Из мифа берется лишь, так сказать, медицинский аспект: тех, до кого дотрагивается костлявая рука Чумы, сжигают. Медленно — жуткое факельное шествие во тьме. В сраженье с, Чумой гибнет поэт, философ, ученый, лекарь Орландо, спасая Марту и двух ребятишек. Солдаты-санитары предают огню тело Орландо, старательно затаптывают костер, словно исполняя ритуальный танец, и удаляются во мрак (ведь угасшие поэты, по Данте, обтают в вечных сумерках). На пепелище упадает рыдающая Марта... Казалось бы, этот кадр должен нас потрясти. Ничуть не бывало.

Главное, на мой взгляд, чего недостает фильму, — поэзии. По-видимому, в фильмах, где борьба Добра и Зла абстрагируется (это — не в укор авторам!), поэтика крупных мазков не в силах передать всю гамму чувств конкретного человека: ей тесно без пронзительно метафоричных деталей.

Странно, что создатели фильма не пользуются богатейшим арсеналом современной метафоры. Ведь по природе своей сказка — уже развёрнутая в пространстве метафора. Выходит, не всякая сказка и не всегда.

 НО ФИЛЬМ тем не менее смотрится. Кинотрюки эффектны: и драка в таверне, и летящая в горы неуправляемая повозка, и многое другое. И, как ни парадоксально, материалом, цементирующим фильм, становится чувство страха. Да, именно страх конденсирует все наше внимание. И нам взаправду страшно, особенно детям (я слышал: они вскрикивают). Был ли то очищающий душу крик? Не уверен.

Но нужно отдать должное режиссёру: попытка изображения зла ему вполне удалась. Вспомним ярящегося Дракона, мутно-красную его пасть во весь экран. Как сказал бы Маяковский, «бездна — восторг!». Вообще, эпизод с пасторальным раем, покоящимся на спине у взрывоопасного монстра, представляется мне наиболее цельным вырастающим до общечеловеческой метафоры. Рай населён бывшими рыцарями, которые забыли о долге — прикончить Дракона. Здесь и опустившийся Геракл, и Прометей с фантастичными физиономиями, и даже ныне сытый и пьяненький «наш местный Дон Кихот».

Не ради ли комизма этой  фразы потревожена тень Рыцаря Печального Образа? Что ж, литературные герои, ка правило, молчаливы.

 Однако, повторяю, зрительный ряд в райском месте да и не только в нем, авторам удался на славу. Кровавое пятно на снегу из начала фильма (всё, что осталось от задранной волками лошади) растекается по экрану, превратясь в неукротимую стихию огня, изрыгаемого Драконом. Это пятно станет затем накидкой на плечах охотящегося юноши Мая, который безжалостно гонит по полю, как зверя, девушку -свою сестру. Оператор В. Шувалов показал себя неплохим киноживописцем, и во многом благодаря его рабо «Сказка странствий» — зрелищно добротный филь крепко сбитый. И, вероятно кассовый.

И все-таки сумбурный, всё-таки — половинчатый. Нас пугают, и нам страшно.

Да, это всего лишь сказка вроде бы и намек имеется, урок. И всё же...

А. Маркевич
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова