Атос — это сплошное благородство и резонерство. Сниматься в роли Атоса должен был Вася Ливанов. И он был единственным кандидатом. Но Ливанов — человек сложный. Он два раза приезжал в Одессу на пробы. На него надели костюм, сделали прекрасные фотопробы. И все было замечательно. Но потом Вася пропал и до конца съемочного дня не появился.
Я же был подневольным, начинающим режиссером и не мог утверждать актеров без проб. И должен был пробовать до победы.
Я понял — значит, не судьба. Не случилось Василию Борисовичу сыграть Атоса. Зато он стал Холмсом.
Поехал я тогда в Москву и увидел в Театре на Таганке спектакль «Мастер и Маргарита». Волан-да играл Смехов. Сцена, когда он читает рукопись, меня просто потрясла. Это был гениальный режиссерский ход, и Веня его отыграл потрясающе. Настоящий Атос! Благородный, сдержанный, бледный. Вообще-то мушкетеры были наемниками. В основном они занимались мародерством. Убивали на дуэли и надевали сапоги жертвы, если они по размеру подходили.
Д'Артаньян был карьеристом. Он вовсе не мечтал поступить в мушкетёры. И он в этом откровенно признается: «Я приехал в Париж продать свою ловкую руку, шпагу и душу тому, кто больше заплатит». Так случилось, что его друзьями стали мушкетёры.
Атос был когда-то богатым человеком, но все пропил.
Арамис был скрытным и замкнутым.
Портос жил за счет престарелой любовницы, гос-пожы Кокнар, которая предоставляла ему и лошадь, и экипировку.
Но все вместе мушкетеры становились донкихотами.
Все ребята в чем-то повторили судьбы своих героев — конечно, с поправкой на эпоху.
Георгий и Наталия Юнгвальд-Хилькевич.
Главы из книги "За кадром". Изд-во "Центрополиграф". 2000г.