На главную


"НЕТ ПАМЯТИ-НЕТ ЖИЗНИ"

Лариса Шепитько«Этот фильм задумали и подготовили к съёмкам режиссер Лариса Шепитько, оператор Владимир. Чухнов, художник Юрий Фоменко», — читаем мы вступительные титры к новому фильму «Прощание».Три фамилии в траурных рамках. И с новой силой вспыхивает боль, которую испытали любители кино три с половиной года назад, получив известие о гибели замечательного режиссёра и пятерых её товарищей.

 От Ларисы Шепитько остался сценарий, написанный по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Остался подобранный актерский ансамбль, материалы кинопроб, репетиций, прикидок. Осталось несколько десятков метров отснятого материала — на две-три минуты экранного времени. И это — все...

Фильм «Прощание» сделал муж Ларисы Шепитько, режиссер Элем Климов. Сделал фактически заново.

* * *

Казалось бы, так ли уж много интереса могут представлять последние дни островной деревни, обреченной быть дном водохранилища? Последние дни, проведенные в ней ее жителями накануне переселения — конечно, в гораздо более благоустроенные жилища. Если ограничиться внешней стороной событий, то мало кого затронет этот частный случай. Но авторы фильма, следуя за Распутиным, сводят внешнее действие к минимуму. Их интересует философский подтекст, поднимающийся до всеобъемлющих обобщений. И вот зритель (разумеется, зритель внимательный, готовый идти навстречу постановщикам, преодолевая «сопротивление материала», а не пришедший в кинозал «убить время») включается в откровенный, проникающий в самые глубины души разговор о сокровенных истоках нашей нравственности.

Алексай Петренко В полной мере понимает сложность происходящего председатель поселкового Совета Воронцов (артист Алексей Петренко). Понимает, что предстоящее -жителям Матёры — тяжелое испытание, выдвинутое временем, требованиями прогресса. И сторонится тех, кто смотрит на происходящее легко или готов очертя голову броситься на любое предприятие в «пьяном угаре». Ищет пути к сердцам жителей Матёры, чтобы передать им свою веру в необходимость жертвы — веру, выстраданную в мучительных раздумьях бессонных ночей.

Понимает смысл решения о затоплении Матёры и Павел Пинегин. Но где грань, отделяющая вынужденные, но допустимые действия от кощунства, надругательства над памятью? И вот мечется он, не находя душевного успокоения, оправдания. Всю эту сложнейшую внутреннюю диалектику мы видим в игре Льва Дурова.

Стефания СтанютаПонимает требования времени и главная героиня картины — старая крестьянка Дарья. Но, далекая от суеты, она озабочена иным: расставаясь навсегда с землей, где прошла жизнь, -не утратить связи с ней, ибо в ней, в питании ее соками — источник нравственной силы и чистоты каждого человека. «Нет памяти — нет и жизни»,— скажет она. И вот разговаривает она с родным лесом — как с живым существом, куда более древним н мудрым, чем сама она. А вот ее натруженные, узловатые крестьянские руки ласкают землю на могилах предков. И переплетенные венами руки эти кажутся неотделимыми и неотличимы-, ми от земли, переплетенной корнями животворящей земли. И одна из кульминационных сцен: Дарья готовит избу в последний путь. «Я сама должна»,— прозвучит в ответ на предложение по-мочь. И собрав не такие уж огромные- свои силы, временами с трудом переводя дыхание, старая женщина добела, с песком отмывает пол, стены, потолок. Белит печь. Расстилает чистые половики. Украшает избу охапками скромных полевых цветов. А потом — закрывает дверь, вешает ключ на привычный гвоздик. И подносит факел... Эмоциональный накал этих. сцен, пожалуй, уникален для сегодняшнего — по преимуществу интеллектуального— искусства, и кинематографического, и театрального. Здесь возникают ассоциации с лучшими традициями интерпретации трагедий Шекспира.

И сначала эмоционально, а лишь потом рассудком постигаем мы глубинный смысл «Прощания». Прошлое — не балласт настоящего. Прошлое — фундамент, без которого не устоит здание ни дня сегодняшнего, ни завтрашнего. Движение вперёд неизбежно связано с теми или иными потерями, жертвами, отказом от привычного, устоявшегося. Но жить и идти вперед нужно так, чтобы не променять вечное на сиюминутное, чтобы, жертвы эти не сказались роковым образом на судьбах наших и наших потомков.

А финальные кадры напомнят легенду о граде Китеже — одно из самых светлых и поэтичных создании русского народа, в котором отразилось его векойое тяготение к беспредельной чистоте и нравственному совершенству.

Увидеть фильм «Прощание» нужно уже потому что всякий, кто посмотрит -его станет чище и светлее душой. Наверное, для того и начинала делать эту картину Лариса Шепитько.

В.Банников,редактор облкинопроката.
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова