Д'АРТАНЬЯН
Например, у Миши Боярского это был образ этакого щенка, которого по морде треснули, а он хвостом машет. «Я буду убит мушкетером!» — и это вызывает восторг. Эта восторженность по любому поводу — ключ к роли д'Артаньяна.
Я их всех ужасно любил, а Мишку Боярского — больше других и по сей день. Пусть простят меня остальные! Было какое-то чувство обожания. Назло всем «голубым» скажу: — Можно любить мужика, будучи патологическим гетеросексуалом. Я приехал в Петербург, Миша пришел в гостиницу. Посмотрел я на него и сказал:
— Будем пробовать вас на Рошфора.
К тому времени на роль д'Артаньяна был уже утвержден Саша Абдулов. Боярский ответил:
— В этой картине готов играть даже дворника. Его одели в костюм... Он зашёл в павильон... и тишина наступила на Одесской студии.
Думаю: «Что такое, почему так тихо, пожар, что ли?».
Потому что на студии всегда галдеж. Замолкают, только если что-то серьезное случится.
Поворачиваюсь: передо нами стоит д'Артаньян. Единственный и неповторимый.
И с Мишей все было решено.
ПОРТОС
Я знал, что Портоса будет играть Смирнитский. Он и я дружили с Викой Федоровой. Я видел его в картине «Двое». Актерски мне он нравился. Правда, он был худым и высоким, но согласился набрать килограммы. Кстати, когда мы его пробовали, у него была сломана нога. На пробах он был в гипсе, и я пребывал в неизвестности: снимут ли ему гипс в срок? Но другого Портоса я себе уже не представлял.
Смирнитский играл человека рассудительного, но недалекого. Он должен был реагировать немного неадекватно обстоятельствам. Неожиданно захохотать или совсем неуместно вытаращить свои огромные глаза, изумиться в тот момент, когда изумляться нечему. К чему он относился адекватно — так это к пьянке и еде. Сначала Вале «толщинки» делали, а потом он и сам растолстел.
АРАМИС
Арамис выглядел страшным сердцеедом, но всю жизнь любил одну женщину. Будучи ханжой, Арамис придумал себе такой имидж, чтобы скрыть истинные чувства. В результате Камилла де Буа Треси родила от Атоса виконта де Бражелона. В мужской одежде она случайно встретилась с Атосом и, приняв его за священника, решила соблазнить. Атос не возражал. Оба были инкогнито. Спустя положенное время она родила. Ее изгоняли из Парижа, ее притесняли, а она снова и снова возвращалась. Камилла де Буа Треси — вот что было вышито на платочке, который подобрал д'Артаньян. И Арамис вызвал д'Артаньяна на дуэль, потому что его любовь была страшной тайной.
Игорёк Старыгин, такой удивительный, такой молчаливый иезуит, симпатичный, в которого влюбляются женщины, хихикающий в свои бархатные усики, такой тонконогий, такой вроде бы всегда ни при чем. «Тут что-то было? Не знаю. Я здесь — случайно».
У Игоря была одна привычка. После того как он выпивал хотя бы двести граммов, он ко всем в кадре обращался — не д'Артаньян, или Портос, или Атос, но только — Арамис. Он не нуждался в поисках «зерна» роли. Это «зерно» было его сущностью.
Старыгина на роль Арамиса мне порекомендовал кто-то из актёров. Правда, озвучивал свою роль не он, а Игорь Ясулович. Переозвучивали мы с разрешения Старыгина. У Старыгина небольшой дефект речи, даже приятный в жизни, но в фильме этого не должно было быть. Ведь Арамис — совершенство, «рафинэ». Они с Ясуловичем побеседовали. И на озвучании их тембр почти совпал. Ясулович Игорю специально подражал. И получился вот такой персонаж.
АТОС
Атос — это сплошное благородство и резонерство. Сниматься в роли Атоса должен был Вася Ливанов. И он был единственным кандидатом. Но Ливанов — человек сложный. Он два раза приезжал в Одессу на пробы. На него надели костюм, сделали прекрасные фотопробы. И все было замечательно. Но потом Вася пропал и до конца съемочного дня не появился.
Я же был подневольным, начинающим режиссером и не мог утверждать актеров без проб. И должен был пробовать до победы.
Я понял — значит, не судьба. Не случилось Василию Борисовичу сыграть Атоса. Зато он стал Холмсом.
Поехал я тогда в Москву и увидел в Театре на Таганке спектакль «Мастер и Маргарита». Волан-да играл Смехов. Сцена, когда он читает рукопись, меня просто потрясла. Это был гениальный режиссерский ход, и Веня его отыграл потрясающе. Настоящий Атос! Благородный, сдержанный, бледный. Вообще-то мушкетеры были наемниками. В основном они занимались мародерством. Убивали на дуэли и надевали сапоги жертвы, если они по размеру подходили.
Д'Артаньян был карьеристом. Он вовсе не мечтал поступить в мушкетёры. И он в этом откровенно признается: «Я приехал в Париж продать свою ловкую руку, шпагу и душу тому, кто больше заплатит». Так случилось, что его друзьями стали мушкетёры.
Атос был когда-то богатым человеком, но все пропил.
Арамис был скрытным и замкнутым.
Портос жил за счет престарелой любовницы, гос-пожы Кокнар, которая предоставляла ему и лошадь, и экипировку.
Но все вместе мушкетеры становились донкихотами.
Все ребята в чем-то повторили судьбы своих героев — конечно, с поправкой на эпоху.
Продолжение >>