На главную


ЧАПЛИН ВСЕГДА БЫЛ ТОЛЬКО БОЛЬШИМ

 

Лев ДуровВремя от времени жизнь заставляет нас убеждаться в том, что история движется по спирали. В начале 80-х любимый многими актер Лев Дуров появился в привлекательном фильме “34-й скорый”, спустя 20 лет ГТРК “Самара” преподнесла своим зрителям новогодний сюрприз в виде телефильма-поздравления “2003-й скорый”. А еще через год эти две линии пересеклись: народный артист СССР ДУРОВ сыграл одну из ролей в следующем новогоднем проекте самарского телевидения – фильме “Последний час декабря, или Новая самарская сказка”. В перерывах между съемками Лев Константинович любезно согласился ответить на вопросы “ТГ”.

- Вам нравится смотреть фильмы, в которых вы играете?

- Нет, я очень редко смотрю на себя. Когда смотришь старые фильмы 50-60-х годов, видишь, каким ты был красивым, курносым, курчавым, высоким, то с грустью понимаешь, во что ты превратился: в маленького, лысого, с большим носом, и это обидно. А иногда думаешь: черт возьми, надо не так эту сцену сыграть, а по-другому. Так что лучше не смотреть свои фильмы. Хотя я уверен - то смотрю с удовольствием.

- Если не ошибаюсь, с Самарой у вас произошла какая-то история с самой большой рыбой, которую вы здесь якобы поймали. Вы и порыбачить здесь когда-то успели?

- Можно сказать, что поймал. Мы с Алферовой любим рыбу и поэтому купили на местном рынке больших судаков. Сначала нас не хотели с ними в аэропорту выпускать: мол, не полагается. Но потом все-таки махнули рукой, и мы, приехав домой с этими рыбинами, доставили всем своим большое удовольствие.

- Правда, что вы ни разу не отказались ни от одной роли, которую вам предлагали?

- Нет, это неправда. Очень часто отказывался и отказываюсь. Если сценарий сопряжен с какой-то жестокостью, насилием, с гадостью, я категорически отказываюсь. Если там нет возмездия тем людям, которые совершают что-то страшное, я также отказываюсь. В какой-то картине, где я играю милиционера, который волею судеб связывается с мафией, я даже сам придумал финал: мой герой кончил жизнь самоубийством, хотя в сценарии этого не было. Я думаю, что человеку, совершившему преступление, должно воздасться.

Не так давно я снялся в сериале “Огнеборцы”. Там я играю ветерана-пожарного. К сожалению, их часто используют для поджога домов. Предположим, есть дом, который представляет собой исторический памятник и его никак нельзя снести. Тогда заинтересованные люди нанимают опытных пожарных, которые знают, как поджечь это здание так, чтобы ни одна команда не смогла его погасить. Пожарные за это получают деньги, а через несколько месяцев на освободившемся месте появляется гостиница. Я как раз играю такого ветерана, но там не все так просто. У меня внук не совсем здоровый мальчик, и ради него я делаю такие шаги. Я боюсь, что когда меня не станет, его просто сгноят в интернатах. Ради ребенка я иду на такие преступления. Хотя все обходится без жертв, тем не менее преступление есть преступление.

- Есть такое мнение, что ваше главное амплуа – это “маленький человек”. Как вы к этому относитесь?

- Плохо отношусь, потому что само сочетание “человек” и “маленький” не соответствует действительности. Это кто-то хочет сделать нас маленькими – те, кто над нами, или жизнь, а мы сопротивляемся. Я со школьной скамьи не любил, когда говорили: “Акакий Акакиевич – “маленький человек”, чеховский “маленький человек”. Нет, человек всегда высок, горд и рожден для того, чтобы быть свободным. И в своих ролях я всегда старался маленького человека опрокидывать. А уж если маленький, Яго в “Отелло” или Клаус в “Семнадцати мгновениях весны”, то маленький душой, когда человек свою несостоятельность, свою ущербность компенсирует за счет злобы по отношению к людям, начинает мстить человечеству. Вы прекрасно знаете, что и в жизни нам очень часто попадаются такие люди, которые за свою несостоятельность обрушиваются на нас мщением.

- С легкой руки иностранных журналистов вас теперь называют трагическим клоуном. А это “звание” не коробит?

- К этому определению я отношусь хорошо, потому что это замечательное сочетание. Я всегда обожал грустных клоунов. Вот Никулин и Енгибаров были грустными клоунами: они были очень смешными, но в то же время вызывали сочувствие у зрителя, а не просто голый смех. А когда тебя, драматического актера, называют трагическим клоуном, то это еще более почетно и означает , что в тебе есть сочетание смешного и трагического. Идеал трагического клоуна – это великий Чаплин. С ним, конечно, тягаться нельзя – он гений. Когда на него смотришь, можно многое понять. К слову, никто не обращает внимания на немаловажный момент: в своих фильмах он дает много подзатыльников и часто бьет кому-то под зад, но он ни разу не ударил ни одного маленького человека. Чаплин всегда бил больших. В какой-то мере он таким образом, наверное, мстил за свой маленький рост.

- На протяжении нескольких десятилетий вы играете и ставите спектакли в театре на Малой Бронной. А вы согласны с тезисом о том, что российский театр спит в ожидании гениев наподобие Станиславского или Мейерхольда?

- Нет, это неверно, театр не спит, он никогда не спал. Бывают волны, как в любом искусстве, сначала Ренессанс, затем упадок, затишье, потом опять взрыв. Вспомните, сколько замечательных людей пророчили смерть театру. Даже Михаил Ромм говорил о смерти театра, а после его слов был неожиданный театральный бум. Думаю, и сейчас театр не спит, очень многое делается. Другое дело, что часто эти эксперименты носят какой-то странный характер, по крайней мере, для меня. Вообще я чувствую новое, но когда все переворачивается с ног на голову и Шекспира начинают играть в немецких касках и с сотовыми телефонами… Идите вы, ребята, подальше, ставьте что-нибудь другое. Такие эксперименты я не принимаю. Я не уверен, что спектакли Мейерхольда сейчас смотрелись бы очень хорошо, хотя он был великий экспериментатор и свое слово в искусстве сказал.

- По вашему мнению, сейчас есть люди, которых можно было бы поставить в один ряд со знаменитыми театральными первопроходцами?

- В кино есть Тарковский, Герман, Климов, а в театре… Я бы, кроме Юрия Петровича Любимова, сейчас никого не назвал. Многие экспериментируют, многие очень интересно работают, но Любимов – он ни у кого ничего не заимствовал. Всегда было ощущение того, что он хорошо знает Мейерхольда, но это не подражание. Любимов сделал свое открытие, он создал свой театр.

Вячеслав СЮЛЯРГИН, наш соб. корр.
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова