(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Статьи в прессе
В ИСКУССТВЕ

В искусстве как и в жизни, судьбы складываются по-разному. Например в актёрской среде. Здесь есть свои счастливчики, любимцы публики, победительно и гордо преодолевающие власть обстоятельств и времени. У них, как правило, завидная биография: главные роли, устоявшийся и соответствующий индивидуальным данным репертуар, благосклонность маститой режиссуры и профессиональной критики, премии на союзных и международных фестивалях, "почетные звания, с годами все более и более высокие. Про судьбу таких говорят: «сложилась», «вышла», «удалась».

Гораздо меньший отзвук вызывает судьба тех, кто не сразу получил признание, кто не начинал путь с главных ролей, кто шел к успеху годами, медленно, трудно, но наверняка, не отступая от своих принципов ради дежурных похвал и аплодисментов.

Эти актеры овладевают вниманием зрителя и коллег по искусству не сразу, а постепенно, как бы исподволь, но зато, однажды войдя в сознание, остаются там надолго, поселяются прочно, основательно, как постоянные, верные и необходимые спутники.

Творчество таких актеров не полярно жизни, а точно составляет самую ее сокровенную часть, — вышло из самой сердцевины действительности, вышло, чтобы помочь людям жить, бороться, верить в победу добра и справедливости.

Биография таких актеров не "содержит никаких эффектов, в ней нет ничего показного, внешне броского, но есть, однако, последовательность внутреннего развития, есть верность некоей теме, пусть не самой выигрышной и популярной, но глубоко личной, собственной, выстраданной, выношенной, предельно органичной в своей изначальной духовности.

Именно духовность, гуманность, человечность являются первоосновой, фундаментом подобных биографий. Биографий, наследующих лучшие черты отечественной художественной культуры. Биографий, связанных с традициями негромкого, но пронзительного искусства М. Щепкина, П. Садовского, В.Давыдова, М.Чехова, И.Москвина, Б.Добронравова, М.Яншина, А.Грибова.

Да, именно эти традиции, традиции высокого гуманизма, впитала в себя артистическая биография Льва Дурова, Поучительная и серьезная биография настоящего художника, подлинного человека искусства.

Вот главные вехи его творческого пути. В 1954-м году закончил школу-студию МХАТ. Тогда же дебютировал на экране — в эпизоде фильма «Верные друзья» Михаила Калатозова. С 1954-го по 1963-й год — актер Центрального детского театра, активно выступает в современном репертуаре, — живой отклик нашли многие его роли. Например, роль Афанасия в спектакле по пьесе В. Розова «В добрый час».

Тем не менее широкой известности в то время имя Дурова не получает. Его знают и ценят бывшие сокурсники, немногие любители театра. В кино он по-прежнему играет эпизодические роли — помощника комбайнера в картине «Гость с Кубани», комсорга в «Деле «пестрых», милиционера в «Песне табунщика», курортника в фильме «Город — одна улица». Правда, об одном из его эпизодических, но ярких выступлений заговорили. То был кусок в сцене застолья физиков из картины Ромма «Девять дней одного года». Дуров здесь изображал человека, который должен присматривать за происходящим, наблюдать, чтобы гости не выходили «за рамки», не произносили лишних текстов.

Актер сумел небольшое время, отведенное ему режиссером, наполнить обширными и меткими наблюдениями, колоритным и точным юмором.

Маленькая роль запоминалась, вызывала на размышления, поражала отточенным мастерством детали. Все это почувствовали зрители, особенно профессионалы. Михаил Ромм сам обещал в ту пору Дурову новую и крупную роль в своем следующем фильме. Но следующим и последним фильмом Ромма стал «Обыкновенный фашизм» — фильм, построенный на документах. Продолжение удачно начавшегося содружества с крупнейшим мастером отечественного кино не состоялось.

Намечавшийся поворот кинематографической судьбы, судьбы «эпизодника», не произошел. Дуров опять снимается в разных фильмах, проходных и значительных, но играть героев ему никто не предлагает. В это время меняется его театральная прописка — сначала Театр Ленинского комсомола, потом Театр на Малой Бронной. Крепнет от спектакля к спектаклю содружество с Анатолием Эфросом, который поручает Дурову ответственные роли и в современном, и в классическом репертуаре. Сенсацией становится исполнение им роли Чебутыкина в спектакле «Три сестры». Начинается работа над инсценировками русской литературной классики. Пройдёт несколько лет, и Дуров сыграет на Малой Бронной одну из самых выдающихся своих ролей — роль капитана Снегирева в инсценировке романа «Братья Карамазовы»; этот спектакль («Брат Алеша», сценическая композиция Виктора Розова), по сию пору оставшийся в репертуаре, неизменно воспринимается как событие, как откровение, как истинно театральное прочтение Достоевского.

Дуров в этом спектакле солирует, он его ведет, поднимает к высотам мысли и страсти. Кажется, что теперь нечто подобное должно произойти и на экране. Однако долгожданный поворот снова не происходит.

Дуров снимается много, активно— четыре, пять, шесть и более фильмов в год. Его приглашают наперебой Михаил Швейцер, Эльдар Рязанов, Александр Столпер, Владимир Фетин, Татьяна Лиознова, наконец, Василий Шукшин. Бесспорно, он оправдывает надежды этих разных режиссеров, он органично входит в тот мир, который они строят на экране. Входит на правах полноправного, но недолгого по времени участника происходящего в кадре. Он играет уже не просто эпизоды, но роли, роли запоминающиеся, выразительные, выписанные острым почерком мастера. В этих ролях есть определенная тема — его тема, о которой речь еще впереди.

И все-таки это только «авансы» его большому, своеобразному, ломающему стереотипы восприятия таланту. Да, он не стереотипен, не похож ни на кого вокруг, а к нему часто подходят стереотипно; он во многом еще остается не раскрытым на экране.

Человеческая, художественная крупность дарования Дурова, сейчас бесспорная на театре, в кино ощущается большей частью в потенции.

Однако сопоставление театральных и кинематографических работ уже сейчас дает возможности для разговора о его творчестве, как о явлении.

Всякое явление, как известно, имеет свои четкие очертания, контуры. Есть они и здесь. Это прежде всего контур темы

Д.Шацило.
"Лев Дуров".Искусство. 1976г.


>> Возврат в раздел Статьи в прессе на LevDurov.Ru.