(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ

С начала нынешнего года разные московские газеты напечатали сообщения о предстоящих съёмках известным кинорежиссёром Владимиром Бортко фильма по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Информация, как говорится, интересная. По этому великому роману снято уже несколько картин за рубежом, у нас же Булгакову явно не везло: российского фильма по «Мастеру» на экранах до сих пор не было. Между тем российский фильм «Мастер и Маргарита» в действительности существует. Ещё в 1994 году его завершил по собственному сценарию режиссёр Юрий Кара. Тогда же фильм прошёл государственную регистрацию и получил прокатные удостоверения.

Однако к зрителю до сих пор так и не пришёл. Мистическая история вполне в духе романа с необыкновенными приключениями?

Булгаковских персонажей представляют: Иешуа – Николай Бурляев, Пилата – Михаил Ульянов, Воланда – Валентин Гафт. Мастера и Маргариту играют Виктор Раков и Анастасия Вертинская, Коровьева – Александр Филиппенко… Сценарий и постановка Юрия Кара. Музыка Альфреда и Андрея Шнитке. Знак качества, которым отмечено каждое из перечисленных имён, вызывает к картине понятный интерес, известное уважение.

Армен Медведев, кинокритик:

– Фильм добротный. Интересный зрителю. Давно пора его показывать. Замечательный ансамбль артистов.

Михаил Ульянов:

– Понтий Пилат – сложнейший образ из когда-либо предложенных мне. Работал с особым увлечением. На мой взгляд, все работали так же. Обидно, что этот фильм зритель не увидел.

Анастасия Вертинская:

– Мы жили Булгаковым, старались для Булгакова. И я долго не могла понять, почему фильм не выходит на экран. Это преступление против Булгакова.

Продюсер «Мастера» Владимир Скорый, коммерсант с душой истинного булгаковеда, показывает письмо на своё имя от москвича С.С. Шиловского, напоминающего: он, Шиловский, и его племянница Дарья Писарчик являются наследниками Булгакова. И потому, сообщает Шиловский, «…до ноября 1999 года все права на экранизацию мною были переданы американцам… В настоящее время мною подписано новое, эксклюзивное соглашение с другой американской фирмой на производство аналогичного фильма. Заключённый договор предусматривает многомиллионный бюджет и участие в проекте большого количества звёзд первой величины». Ульянов, Вертинская и другие наши звёзды для Шиловского – не звёзды…

Среди условий, предъявленных создателям фильма, Шиловский требует не выставлять в ближайшие три года фильм «Мастер и Маргарита» ни на один международный фестиваль. И уж, конечно, он желал бы получить предварительное вознаграждение (сумму которого продюсер счёл астрономической). В заключение Шиловский предупредил: при нарушении предъявленных условий наследникам выплачивается неустойка в размере 700 000 (семьсот тысяч) долларов США. За просрочки – ежедневный штраф в размере 0,5 процента. И ещё: за несанкционированный показ фильма Шиловский пообещал навлечь на Скорого и Кару соответствующую кару.

Продюсер свои отношения с Шиловским излагает по-своему. «Когда Шиловский уведомил нас, что является законным наследником Булгакова, мы ему поверили, не стали вникать в подробности (у Булгакова своих детей не было), однако проконсультировались, какие могут быть последствия, если мы нарушим наследственные права. Из уважения к памяти третьей жены Булгакова, боготворимой им Елены Сергеевны Шиловской, мы предложили её внуку и правнучке заключить договор о разумных основаниях выпуска фильма постскриптум. Ждали четыре года. И наконец получили условия Шиловского, с которыми вы уже знакомы и принять которые и унизительно, и не по силам. Было только безумно обидно и за Булгакова, и за композитора Шнитке, и за ни в чём не повинных здравствующих мастеров.

Валентин Гафт:

– Я работал над ролью Воланда с особым удовольствием. Непостижимо, что фильм так и не показали. Выясняется: наследники не велят. Я отказываюсь их понимать.

Юрий Кара, автор сценария и постановщик:

– Снять «Мастера» было мечтой моей жизни. Не скрою, в процессе съёмок случались серьёзные размолвки, в том числе и со Скорым. Но сегодня фильм закрыт не из-за этого, а из-за прямого запрета Шиловского.

Узнав о существовании фильма, я, естественно, посчитал обязательным встретиться с теми, кто имеет отношение к нему и к Булгакову. Прежде всего с Сергеем Сергеевичем Шиловским. На мой телефонный звонок он отреагировал недвусмысленно: обсуждать эту тему он ни с кем не собирается. Признаюсь, услышав металл в его голосе, я засомневался: могу ли я без его комментария предать огласке ставшие мне известными некоторые факты, связанные с наследством Булгакова? Но что поделаешь, если человек не желает разговаривать? В конце концов, я опираюсь на документы, на свидетельства причастных к теме людей. И моя задача лишь в том, чтобы выяснить: имеют ли Шиловские основания запрещать фильм по «Мастеру», уступать кому-то и даже продавать на него права.

Первая состоявшаяся беседа – с внучатыми племянницами Михаила Афанасьевича: старшим научным сотрудником Государственного витаминного института Варварой Михайловной Светлаевой и доктором филологических наук Еленой Андреевной Земской, автором многих работ о Булгакове. Последняя по времени – её монография «Из истории семьи М.А. Булгаковых». Я спросил их, считают ли они себя наследницами Михаила Афанасьевича? Обе ответили, что они – прямые его родственницы, но никогда не смотрели на его наследие как на источник дохода. Они просто делают что могут в память о нём.

А у Сергея Сергеевича и Дарьи Писарчик иной взгляд на наследие классика. Не будем корить их за это: по закону они наследуют права, принадлежавшие их бабушке и прабабушке. И никто не волен заглядывать в их карман. Это дело, несмотря на его моральную сторону, исключительно частное. Однако Закон и Нравственность требуют чётко определить, из чего состоит наследственное имущество Михаила Булгакова, относящееся конкретно к С.С. Шиловскому и Д.В. Писарчик.

В нотариальных свидетельствах об их праве на наследство кроме «Мастера» поименовано ещё 29 произведений М. Булгакова. Нотариус посчитал их подлежащими охране по Закону об авторском праве и смежных правах от 9 сентября 1993 года. Этот-то список и породил сомнения в его корректности.

Диана Тевекелян, в 1966 году заведующая отделом прозы журнала «Москва», где впервые напечатан «Мастер»:

– Вдова Булгакова Елена Сергеевна, имея в своём архиве рукопись «Мастера и Маргариты», отдавая её в журнал, выступала лишь как публикатор, а не наследница авторских прав (поскольку установленный тогда 15-летний срок действия авторского права к тому времени истёк. – Ред.). Ставка же вознаграждения за публикацию составляла мизерную часть от авторского гонорара. Чтобы супруга писателя смогла получить достойное вознаграждение, предстояло рукопись купить, а это тогда практиковалось крайне редко. И только усилиями директора издательства «Художественная литература» В.А. Косолапова удалось оформить разрешение на покупку рукописи.

Была куплена у вдовы и рукопись другого романа Булгакова «Жизнь господина де Мольера». Это хорошо помнит директор издательства «Молодая гвардия» Валентин Юркин.

Здесь требуется пояснение. Авторское право в послебулгаковский период нашей истории менялось трижды. Ныне действующим законом 1993 года сроки охраны прав применяются, когда к 1 января 1993 года не истёк 50-летний срок охраны. В период, когда снимался фильм, уже истёк срок действия предыдущего закона, по которому этот срок составлял всего 25 лет. Истечение же срока действия авторского права на произведение означает его переход в общественное достояние. То есть, как сказано и в нынешнем законе, эти «произведения могут свободно использоваться любым лицом…» К тому же наверняка неслучайно в статье 3 этого последнего по времени закона сказано: «Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора». В данном случае имеется в виду общепризнанная Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Так вот, в пункте 2 статьи 18 Бернской конвенции как раз утверждается: если произведение вследствие истечения ранее предоставленного срока охраны стало уже общим достоянием в стране, в которой истребуется охрана, это произведение не будет вновь поставлено под охрану в этой стране. Применительно к «Мастеру» и «Мольеру», в частности, этот срок истекал уже дважды.

Важнейшей обязанностью нотариуса было тщательно проверить состав наследственного имущества. Но нотариус Н.И. Ильинская избрала путь полегче: сослалась на справку Российского авторского общества от 30.12.1997 года за № 5-2-3857.

Я разговаривал с начальником Управления документации РАО В.А. Ивановой, её заместителем В.З. Григорьевым и начальником отдела регистрации и учёта Н.В. Шаховцовой. Все трое заверили, что РАО не выдаёт справок, подтверждающих чьи-либо наследственные права. А нотариус ссылается именно на такую справку. Есть над чем подумать, не правда ли?

Генеральный директор издательского дома «Синегрия» Эрнст Бессмертных:

– Когда мы издали сборник Булгакова с «Мастером», Шиловский подал на нас в суд. Но нам уже были известны факты, связанные с публикацией романа, и мы, в свою очередь, обратились в суд с встречным иском. Суд принял его и обязал Шиловского представить необходимые документы. Нам о-очень хотелось увидеть ту справку. Шиловский неожиданно отозвал дело.

Сейчас иск родственниц Булгакова о признании недействительным свидетельства о наследовании Шиловского и Писарчик находится в Никулинском суде Москвы. Суд, естественно, уже от себя снова запросил необходимые документы. И выяснилось: справка РАО №-5-2-3857 действительно существует. И подписана… той самой В.А. Ивановой, которая убеждала меня, что РАО подобных справок не выдаёт. Хотя в её справке чёрным по белому значится: дана «для выдачи свидетельства о праве на наследство». Нотариус, не проверив, просто переписала её. Не потому ли в состав наследства, причитающегося Шиловскому с племянницей, автоматически было включено чуть ли не всё творчество Булгакова? И Шиловский с Писарчик все эти годы пользовались этим свидетельством. Так, может быть, пора уточнить магический список? Речь не о том, чтобы урезать доходы Шиловского с Писарчик. Речь об элементарной справедливости. Что законно ваше – берите, пожалуйста. А что не ваше – уж извините …

Сергей Колесников, директор издательства «Художественная литература»:

– Земля слухами полнится. Думаю, что заметное сокращение в последние годы изданий произведений Булгакова и постановок по его пьесам напрямую связано с непростым отношением издательств и театров к наследственным правам Шиловского и Писарчик. Здесь требуется ясность.

…Предоставим сторонам разобраться с деталями этого не совсем обычного дела. Но вот вопрос: как быть с фильмом «Мастер и Маргарита»? Существует ли он в природе? Государственная регистрация у него есть? Прокатное удостоверение получено законно? Так давайте же его смотреть. Ручаюсь: видеть Ульянова, Вертинскую, Гафта, Филиппенко, Бурляева в булгаковских образах – наслаждение. Что до возможных других киноверсий романа, в том числе американских, то существуют же разные варианты «Войны и мира», «Леди Гамильтон», «Двенадцати стульев», «Трёх мушкетеров»… Так что, как говорится, в добрый час.

Георгий МЕЛИКЯНЦ

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.