(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
НЕХОРОШАЯ КАРТИНА

Юрий Кара, кинорежиссер и возмутитель спокойствия, учился у Герасимова. Стажировался у Куросавы. Снял хороший дебют – "Завтра была война". Вызвал скандал "Ворами в законе". Карикатурно изобразил Сталина в "Пирах Валтасара". Потом посягнул на святое. И здесь надолго застрял, пока не нашел в себе силы посягнуть на Вселенную.

Вокруг него теперь постоянно клубятся слухи и скандалы.

Нехорошая картина

Эта история загадочна до абсурда.

Кара замахнулся на "Мастера и Маргариту". Существует поверие, что эту дьявольщину вообще нельзя снять для кино. Это наверняка так. Уйдет волшебство, которым владеет только сам Булгаков. И что такое Кот Бегемот – артист Виктор Павлов с хвостом и усами?

Но роман любим, соблазн велик. Кара попробовал – и продвинулся дальше всех. О реальных качествах фильма знают единицы. Уже много лет фильм есть и его нет.

Когда шли съемки, страна затаила дыхание. Снимались только звезды. Мастер – Виктор Раков, Маргарита – Анастасия Вертинская, Воланд – Валентин Гафт, Иешуа – Николай Бурляев, Понтий Пилат – Михаил Ульянов... Телевидение вело репортажи. Скептики качали головами, но заинтригованы были все. Когда дело касается Булгакова – нация замирает.

Я отношусь к скептикам. Думаю, что дело неподъемное в принципе. Юрий Кара хороший режиссер, я люблю его фильм "Завтра была война" и не люблю "Воров в законе", но это мои проблемы. Он отличный профи. И мне интересно, что он сотворил с романом века. Я обязательно купил бы билет. Полагаю, так поступили бы все скептики России. И был бы полный сбор.

После отмены "полок" на экраны выходит любая бездарность и любительщина. Первыми вернули полку продюсеры из фирмы ТАМП. Они утверждают, что фильм "Мастер и Маргарита" нельзя выпустить – так он плохо смонтирован.

Значит, с Карой что-то случилось. Во ВГИКе у Сергея Герасимова он ходил в способных учениках, мастер особенно отмечал его умение монтировать. Но продюсеры требовательней, чем мастер. И они в своем праве. Вложили в вещь деньги, вещь им принадлежит и они ее могут хоть сжечь. Но у искусства, кроме денег, есть другая, высшая цена. Да если и о деньгах волноваться, то, согласитесь, есть загадка в таком решении, коли при любом качестве фильма прокат окупит затраты.

Монтаж в кино важен, но Ульянов, Гафт, Вертинская, Александра Захарова, Филипенко, Бурляев не умеют играть плохо. И есть музыка Шнитке, который умер, так ее и не услышав. Любой из компонентов фильма сам по себе художественная ценность и даже в случае режиссерского провала должен существовать как факт искусства.

Но музыка тоже на полке, вместе с фильмом. И продюсеры не выпускают записанный компакт-диск. Они его тоже хотят перемонтировать?

В своих вопросах я основываюсь, заметьте, только на аргументах ТАМПа, которые многажды публиковались, последний раз – в "Коммерсанте". Если им поверить, значит, деловые люди, во-первых, взяли на себя не свойственные им функции самоуверенных критиков-эстетов, во-вторых, во имя гармонии и прочих субъективных материй сами себя наказали рублем, в-третьих, сочли возможным лечить головную боль гильотиной.

В этой беспрецедентной истории мерещатся контуры нового, на наших глазах нарождающегося механизма растворения в пространстве больших денег при помощи кино. И я не знаю, случайно ли столь разительное расхождение в оценке стоимости фильма режиссером (1 млн) и продюсерами (15 млн). В свете новых законодательных тенденций, по которым становится возможным перекачивать часть налогов на кино- и телепроекты, этот опыт с "Мастером и Маргаритой", согласитесь, приобретает особую ценность.

Валерий Кичин 


>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.