(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
ТОЧНОЕ МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ

ФИЛЬМ «Я Шагаю по Москве» - лирическая комедия, хотя в нём нет многих привычных атрибутов этого жанра. Нет «лирической струи» ,- необыкновенной встречи героев, трогательно смонтированных восходов и заходов, непроизвольно вырвавшейся из сердца любовной серенады, написанной композитором N.N. Нет и «комедийного заворота», по которому персонаж оказывается или лжеповаром, или королевой бензоколонки, или просто укротителем велосипедов. В смысле «лирической струи» и «комедийного заворота» новый,фильм абсолютно безнадежен. Верно, поэтому в нем и оказалось достаточно простора для подлинной лирики и свежего остроумия.

Этими красками написан в фильме его главный лирический персонаж — город. Кинокамера Вадима Юсова — поистине герой картины. Взгляд оператора светится улыбкой, проницательностью, поэзией. Он необычен и весел, когда Юсов снимает потоки машин, в удивительном ритме, к сверкании стекол и солнечных бликов проплывающие по московским улицам. Он поэтичен в ночных кадрах площади Маяковского, в прекрасном проходе незнакомой нам девушки среди дождя. Кинокамера словно заново открывает Москву. События фильма сливаются с самой жизнью города. И вас сразу привлекает свежесть художнического взгляда авторов.

Герой фильма—Москва, ее улицы, ритмы, настроения, долгий московский день, ребята-москвичи и приезжий сибиряк. Поэтому у фильма такое бодрое и широкое название — «Я шагаю по Москве».

Я — »то общительный и бойкий паренек Коля (Н. Михалков). Метростроевец, которому так и не удастся в фильме выспаться после ночной смены. Это и познакомившийся с ним сибиряк Володя (А. Локтев), рабочий и начинающий писатель. Я — это и девушка Алена (Г. Польских). И Колин приятель — жених-новобранец Саша (Е. Стеблов). И, конечно, его лирическое «я» авторов фильма. Чем же наняты молодые героя? Вот их заботы: отыскать нужную улицу, выручить товарища, пойматв Неожиданно подвернувшегося жулика, купить к свадьбе костюм, встретиться с писателем, подшутить над скучным экскурсоводом.... Кажется — будни, пустяки. Но в них тонко, остроумно, правдиво прослеживается бодрый, жизнерадостный тонус жизни.

Полемичность фильма в сравнении с замысловатыми киноисториями и состоит в том, что он привлекает, казалось бы, простейшими ситуациями, мимо которых прошли бы менее талантливые и внимательные люди.

Увидим на мгновение фильм их глазами. Позади наверное, " уже тридцать—сорок -минут дорогого кинематографического времени, а с нашими героями будто ничего н не произошло... Но позади уже целая россыпь столичных живых сцен (на а»родроме, в метро, в церкви). Мы увидели Москву, почувствовали атмосферу простоты, доверия, дружелюбия, которые соединяют только что познакомившиеся ребят.

Пульс сегодняшнего дня то весело, то лирически отстукивает в каждой сцене. Кажется, чего уж потустороннее — церковная служба. Но оказавшийся на ней Коля (он разыскивает в церкви хозяйку -бульдога) мгновенно ставит все на свои комедийные места. Он лишь вежливо здоровается с батюшкой, и тот, не прерывая молебна, втак интеллигентно ответствует кивком... XX век!

Фильм, кажется, и составлен весь из таких вот метких, остроумных сценок. Но где же сама история? Лишь где-то к середине картины мы обнаруживаем, что Коля и Володя образовали, наконец, вместе с Аленой, традиционный лирический треугольник. Только этот треугольник не прорезают никакие неожиданные сюжетные «биссектрисы». Просто Коля, как умеет, преданно и безуспешно ухаживает за Аленой. Просто Володя очень хочет, чтобы Алена перестала продавать пластинки и уехала в Сибиоь заниматься настоящим делом. Просто Алена, яаверное, впервые влюбляется — в Володины слова, улыбку, характер. Герои живут перед нами, на наших глазах.

Позже они попадут квартиру писателя, н полотер (его блестяще играет кинорежиссер Владимир Басов), принятый ими по ошибке за романиста, прочитает им лекцию природе творчества, о том, что рассказе необходима суть н ружьё обязано стрелять. Нетрудно разгадать в этом комедийную полемику. В фильме она разрешается легко. Приходит настоящий писатель, мнимый начинает лихо, с профессиональным блеском надраивать пол. Однако реальная дискуссий о сути, разумеется, сложней. И мне довелось слышать сетование на то, что фильму «Я шагаю по Москве» я хватает происходящего, сути.

Об атом хочется поспорить. Суть фильма «Я шагаю по Москве» видится не просто в талантливой режиссуре, богатстве выдумки, отличной актерской игре и операторской работе, а в изображении его молодых героев.

Я вспоминаю фильм «Взрослые дети», где (при остроумии отдельных ситуаций), помимо общих мест, защищалось право молодежи на некий добропорядочный «Модерн» рок- н-роллами, принципиальным неумением сварить манную кашу приглядеть за собственным _ ребенком. Я вспоминаю фильм «Улиц Ньютона, дом № 1», где «современная» мужественность, экстравагантность, а попросту— грубость и легковесное пижонство подавались как наиболее симпатичные и Достоверные приметы молодежи.

В картине Г. Шпаликова и Г. Данелия герои, к счастью, иные, наделенные более примечательными чертами современников.

Нас привлекает их душевное здоровье, общительность, жизнерадостность. Принципиально хорошее настроение. Нам нравится готовности с которой они умеют устанавливает дружеские отношения, поступатьа собственными заботами, идти на вы ручку... «Она очень похожа на все; девушек 63 года», — говорит Володя о первой повстречавшейся ем; москвичке. И, соглашаясь с ним, хо чется Добавить, что все герои «Я шагаю по Москве» похожи на хороших ребят и девушек 1963, 1964 годов Когда их сравниваешь с персонажа ми таких фильмов, как «Улица Ньютона, дом № 1», они выражают собой, обратно выражаясь, «точное московское время» рядом с франтовскими, но ненадежными часами. Им доверяешь, симпатизируешь.

По ним угадываешь верный рити жизни, по ним проверяешь «точное время». Герои ,не совершают на экране ничего необыкновенного. Но веришь что именно им оно под силу. Не представляешь их струсившими, солгавшими, сделавшими подлость. Таковы ребята и девчонки, шагающие ныне по Москве. В этом их суть.

Во имя этого и "стреляет ружьё" в картине. Стреляет весело, метко без излишнего грома и треска. И заряд бодрости и энергии молодых героев, минуя придирчивых полотеров, Достигает цели.

А. Зоркий

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.