(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Как снимался фильм.
СЪЁМКИ В КРЕМЛЕ

Картина снималась в трех городах: в Минске, Калининграде и Москве.

В Калининград мы отправились за кадрами военных разрушений, которые там в то время еще сохранились. Поразительно, что в лежащем после войны в руинах Кенигсберге могила Канта осталась нетронутой. Рассказывали, что среди штурманов советских бомбардировщиков, бомбивших город, были некогда студенты философского факультета МГУ, они и уберегли могилу немецкого философа, сказавшего когда-то: «Есть только две вещи, которым я не перестаю удивляться: звездное небо над головой и моральный закон во мне».

А в Москве снимались сцены, связанные с Кремлем. В тот момент Кремль только-только открыли для посетителей, и наша съемочная группа была первой, кого туда пустили. Обалдев от представившихся возможностей, я шибко хотел, чтобы с помощью какого-то одного мазка, одного штришка для всей страны, для всего мира было точно понятно, что это, между прочим, Кремль, и что события происходят в Москве.

Царь-колокол, Царь-пушка... Эти места люди знали—ну, как не снять? Отсюда финал картины получился «открыточным», за что я себя по сей день казню. Ведь все происходило-то совсем в других местах. Снимал торжественную часть их работы, а надо было лагерь снимать — как им там за «колючкой» работалось. Теперь я понимаю, что в этом была моя промашка, художественный недостаток мой и, как следствие, картины. Мне, как дураку, было интересно, чтобы въехали черные «Волги» на площадь, затормозили так резко, чтобы дым пошел, чтобы наши герои вышли оттуда и решительным шагом направились не куда-нибудь, а прямо в Кремль... А все проще было. Не знаю, как, но было проще. Боже мой! И я все это показывал Михал Ильичу! Как он вытерпел?!

Одна радость — на картине я познакомился с Борисом Кузьмичом Новиковым, сыгравшим фотографа, который зазывал народ сняться у Царь-пушки. «Сфотографируйтесь! Старая вещь. Верняк. Теперь таких не делают», — убеждал он публику.

Кузьма Семенович Кресницкий, второй режиссер, великолепный опытный режиссер с ленинградской школой, учивший меня работать на площадке и слышавший от меня неизменную просьбу: «Кузя, умоляю, ну дай мне самому ошибиться!», рекомендовал мне Бориса Кузьмича, нашел, договорился. Я в Новикова влюбился сразу — раз и навсегда. А он, наверное, меня помнил, потому что, когда я пригласил его в «Белые росы», он сразу дал согласие. «Белые росы» была его вторая работа у меня. Следующей стали «Осенние сны».

"ИДУ ИСКАТЬ"
"Иду искать".
Игорь Добролюбов. Главы из книги "Осколки памяти".
Минск. Харвест. 2006г.


>> Возврат в раздел Как снимался фильм. на LevDurov.Ru.