(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
ЧЕЛОВЕК НА СВОЁМ МЕСТЕ.

Творческая судьба Александра Горохова оказалась к нему благосклонна. И не только потому, что его сценарии имеют производственную судьбу, хотя и это немаловажно. Но дело еще и в другом — молодой сценарист очень точно попал в свое время, что во многом определило направление современного кинематографа, который в данном случае выступал не заказчиком и потребителем, а прежде всего единомышленником драматурга. И в том есть своя закономерность. Круг проблем, которые интересуют сегодня молодого сценариста, очень точно совпадает со зрительской потребностью. «Деловой человек», его нравственная позиция, которая в первую очередь открывается в делах служебных и производственных, заняли заметное место на наших экранах. Человек со стороны, человек на своем месте стал предметом исследования, предметом споров и обсуждений. Состоялось открытие нового характера, нового социального типа, рожденного именно сегодняшним днем. К этому открытию во многом причастен и Александр Горохов.

Быть может, слово «открытие» в данном контексте требует некоторого пояснения. Темы размышлений его героев, которые волнуют молодого драматурга, во многом совпадают с нравственными и социальными проблемами, что занимают умы и сердца сегодняшних тридцатилетних. Поэтому каждый сценарий — в какой-то мере размышление о времени и о себе. Жизненный опыт, родственные связи — все складывалось в копилку памяти и чувств. До сценарного факультета ВГИКа был политехнический техникум. Мир интересов и забот отца — инженера-конструктора автомобильных дорог, брата — кандидата геологических наук, с которым Горохов бывал в экспедициях. Соприкосновение с жизнью работников Внешторга происходит задолго до написания сценария «,.и другие официальные лица». Это сослуживцы, знакомые его жены. Поэтому в сценариях автор ощущается не как сторонний наблюдатель, изучающий проблему извне, а как человек, живущий этими проблемами, заинтересованный ими лично, знающий намного больше того, что умещается на семидесяти страницах литературной записи. Естественно, что автор не ограничивается только теми наблюдениями и интересами, что приготовили ему обстоятельства личной жизни. Героями его произведений становятся люди самых неожиданных профессий - бухгалтер, дизайнер' шоферы, испытатели.

По существу, Александра Горохова интересует определенный тип людей, главная черта характера которых — одержимость своим делом. Его привлекает человек одаренный, чей талант помножен на высокий профессионализм. И поэтому одержимость никогда не выглядит стихийным порывом-это всегда дела и поступки, запрограммированные на высокую и разумную цель.

В этом отношении интересен сценарий «Главный бухгалтер», производственная судьба которого, к сожалению, не сложилась.

Автор стремится в какой-то мере показать «могущество» профессии, если хотите, вернуть изначальную важность и серьезность, объяснить ее современность. И это ему удается. Герой показан в действии, в повседневных заботах, в решении сложных производственных проблем. Ибо судьба завода во многом зависит от уровня мышления главного бухгалтера Матвея Ивановича Косова. Творческое отношение к делу и слепое следование инструкции — вопросы, которые волнуют сценариста, конфликты, обретающие современное звучание. В своем деле главный бухгалтер знает все. Об этом он говорит с завидной уверенностью. И, судя по поступкам, он имеет право на такое утверждение. В интонации, манере поведения, во взаимоотношениях с окружающими в Косове угадывается определенный характер делового человека, характер, рожденный или, вернее, проявленный научно-технической революцией, когда высокий профессионализм стал не только мерилом дела, но и мерилом нравственной позиции.

В своей драматургии Александр Горохов пытается исследовать различные характеры современного молодого человека — человека, увлеченного своим делом. В сценарии «Гармония» он берет в герои человека модной сегодня профессии — дизайнера. И ставит перед собой задачу крайне сложную — показать рождение идеи, поиска процесса воплощения замысла. Словом, не декларировать талантливость героя, а заставить будущего зрителя поверить в действительную одаренность Плужникова. Творчество как критерий существования — такое нравственный стимул героя. А в обычных бытовых взаимоотношениях молодой дизайнер — человек трудный, неуживчивый... Отсчет своих дел и поступков Плужников ведет по какому-то иному, только ему доступному измерению. Такого человека, чтобы принять, надо сначала понять. И об этом тоже размышляет Горохов в сценарии «Гармония», который снимается на Свердловской киностудии.

С Александром Гороховым, с его творчеством я познакомилась три года назад. Он принес заявку на Центральную сценарную студию. Называлась она несколько манерно—«Господин Иванов». Надо сказать, что и конструкция будущего сценария выглядела крайне расплывчатой. Единственно, что можно было уяснить из этой заявки, что речь пойдет о работниках Внешторга, о сложности взаимоотношений при заключении международных сделок и что главным участником событий станет «господии Иванов». Заявка заинтересовала неизведанной доныне нашим кинематографом сферой жизни, профессией героя. Потом появился первый вариант сценария. Мне сразу стал очевиден высокий профессионализм автора. Качество, которым довольно редко обладают молодые драматурги. И при этом чувство ответственности и завидная работоспособность.

Сценарий «...и другие официальные лица» (окончательное название «Господина Иванова»} интересен уже тем, что впервые затрагивает «неосвоенную» нашим кинематографом сферу жизни — работу советских «бизнесменов», огромного аппарата внешней торговли. Больше того, драматургу удалось показать новый политический климат мира, реальное преломление разрядки напряженности, значение нашей страны как мировой державы.

В сценарии рассказывается о ситуации в общем-то рядовой. О торговой сделке, в которой хотят обрести выгоду обе заинтересованные стороны, Вся механика этих переговоров полна внутренней драматургии. За внешней респектабельностью, за официальным протоколом усматривается кипение страстей, ничуть не меньших, чем на рыцарских турнирах. В этом действовании есть свои победители и побежденные, свои зрители. Хотя поле сражения — уютный кабинет, а оружие — слово. И в этом случае очень важен диалог героев, смысловая нагрузка каждой реплики. Именно в разговорных сценах Горохову удается достичь действенности, психологической точности и тонкости. Здесь характеры героев обретают уже свои индивидуальные контуры. Нам открывается существо людей, которые отдалены от нас безликим понятием «...и другие официальные лица».

Главная удача — образ председателя объединения Иванова, В нем есть внутренняя конфликтность, напряженность существования, как во времени, так и в пространстве. Этот образ дает простор для актерской импровизации. Иванов ведет переговоры с неким господином Кларком, который должен закупить у нас большую партию насосов. В ходе торгов открывается нравственная сущность героя, его деловые качества. Да, опять человек дела — неизменный герой произведений Горохова. Но в этом сценарии автор показывает его и человеком чувств. И поэтому Иванов мучается неразрешимыми личными проблемами, его волнуют взаимоотношения с сыном, он остро реагирует на просчеты в деле. Иванов появляется в сценарии, когда жизнь у него на изломе, когда конфликты приближаются к точке кипения. Мы имеем возможность наблюдать за героем в различных его ипостасях. И в этом несомненно привлекательность произведения.

Одна из особенностей дарования Александра Горохова — умение мыслить кинематографически. Он точно знает законы зрительского восприятия. Поэтому внешторговские сцены чередуются с эпизодами личной жизни героев, драматическую напряженность уравновешивают ситуации комедийные. Не все характеры удалось сценаристу выписать с равным мастерством. Но некоторые даже эпизодические роли стали благодарным материалом для актеров. Но об этом в первую очередь должны судить зрители фильма «...и другие официальные лица», поставленного режиссером С. Арановичем на киностудии «Ленфильм».

М.Кваснецкая

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.