(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
Роли в кино и на ТВ
«ВРЕМЯ, ВПЕРЕД!», СССР, МОСФИЛЬМ, 1965
«Вперед, время! Время! Вперед!» — В.Маяковский.
Фильм «Время, вперед!« начинается с пролога. Десять минут смонтированной хроники — новостройки, созидательный, героический труд людей, кадры зарубежной хроники, похороны Маяковского...Десять минут музыки Г. Свиридова. Задача ясна. Современный зритель должен быть введен в атмосферу тех бурных лет, подготовлен к тому, чтобы единичное событие, которое станет предметом рассказа, было воспринято в ряду других, его определяющих. Изобразительный ряд называет, перечисляет факты. Музыка объединяет и обобщает их. Магнитострой — детище энтузиастов. Они трудятся на будущее, не замечая своей нищеты, радуясь почти каторжному труду. Они умеют шутить и любить. Они заряжены боевой энергией и оптимизмом. Прогульщикам и лодырям — бой. Соревнование помогает добиться немыслимых успехов. Еще чуть-чуть — и мир преобразится. Время захватило их и сделало своими заложниками. Но это счастливые заложники, ибо нет для них другого счастья, чем отдать все силы любимой родине. В самом строе фильма торжествует особый темп, особый ритм, диктующий свою напряженность всем элементам выразительности. Замечательны портреты людей, причем не только героев, но и персонажей второго плана. В них преобладает живое, характерное, индивидуальное. Здесь нет места парадному портрету, но это портрет парадной жизни.
Более глубокую, драматическую сущность этого времени открывает музыка. Два инструмента — рояль и барабан — как бы воплощают сам смысл движения, которое остановить невозможно. Пульсация музыки резка и ударна. Есть в этом пульсе что-то трагическое — повторяются и повторяются фразы, не находя разрешения, как бы в замкнутом круге. И кажется, что выход не может быть найден. Но здесь врываются скрипки, подстегивая это нескончаемое «топтание» И снова те же повторяющиеся периоды, но более интенсивные и с уже внезапно родившимся выходом. Он — в победной теме фанфар. Вторжение этой темы столь неожиданно и столь резко, а звучание столь «верховно», что все звучавшее ранее становится лишь аккомпанементом. Фанфары обозначают цель, призывают идти вперед. Но сама тема выглядит обособленной, даже оторванной от основного музыкального материала. В ней — зов в утопию, о которой мечтали и которую пытались воплотить в жизнь герои и мученики той эпохи. Фильм ретро восстанавливал время в ему принадлежащей стилистике, но и эксцентрировал повествовательную ткань, усиливал, конденсировал ощущение экстаза, в котором проявилась надрывная сущность случившегося с народом и страной. 1-я серия Люди Страны Советов торопят жизнь. Первая пятилетка идет под девизом зова Маяковского: «Вперед, время! Время! Вперед!». Скоростными темпами возводятся в тайге домны; опережая графики, мчатся в пустынях поезда... 15 мая 1931 года. Телефонная станция Магнитки — центр всяческой информации. Здесь знают, что от прораба Корпесва в Москву, к другому, уезжает жена; что начальник участка Маргулиес вторые сутки «не евши и не пивши» и, уж конечно, здесь первыми узнают о мировом рекорде бетонщиков Харькова. Со станции вести распространяются со скоростью телефонного сигнала. И вот уже ответственный рабкор Шура Солдатова вывешивает «молнию» о рекорде харьковчан. Заканчивается первая смена, и бригада Хаиумова, передовая на стройке, со знаменем и с песнями покидает рабочее место. А вокруг сообщения о рекорде разгораются страсти: каждый считает долгом чести лично участвовать в побитии рекорда, каждый требует от Маргулисса разрешения «идти на рекорд» сейчас же, в следующую же смену. Тем временем Сметана и Оля Трегубова из бригады Кости Ишенко собирают своих ребят. Фе-нечка Ишенко, нежданно приехавшая к мужу, должна вот-вот родить, и Костя разрывается в заботах о «рекорде» и о жене. Маргулиес, голодной и усталый, звонит сестре в Москву, просит ее сообщить данные расчетов бетона из конспектов, но она уже отослала конспекты его сокурснику в Харьков. И все же Маргулиес получает расчетные данные — сестра узнала их у его преподавателя но институту. Тем временем на стройке перестраховщик и демагог журналист Семечкин и дежурный по смене инженер Налбандов предостерегают Маргулиеса от опасных «рекордсменских» настроений. Комсомольцы создают аварийный штаб для руководства «рекордом». 2-я серия Бригада Ищенко готовит инструменты, настил для тачек, а сам он везет Феню в роддом. Опасения ребят, что прогульщик и пьяница Саенко и его приятель Загиров могут подвести, оправдываются— Оля Трсгубова приводит их к рабочему месту, но они все равно отказываются работать без спецобуви. Начинается смена. На место Саенко и Загирова становятся члены аварийного штаба... Едва успев к отходу поезда и так ничего не прояснив в их отношениях, расстается Корнеев с женой. Маргулиеса, уже совсем намеревавшегося пообедать, перехватывает Налбандов и грозит комиссией и экспертизой по бетону, замешанному бригадой Ищепко. Работа идет в бешенном ритме, по вдруг обнаруживается нехватка цемента. Корнееву удается «выбить» со склада несколько бочек с цементом, и темп работы восстанавливается. По числу замесов в час уже побит рекорд харьковчан. Ребята ликуют, по в это время Шура вывешивает «молнию» о новом рекорде — в Кузнецке. Выдвигается новый лозунг: «Даешь рекорд выше Кузбасса!» Подравшийся с. Саенко Загиров — тот оскорбил его национальное достоинство— возвращается к бригаде и включается в работу. Неожиданно прекращается подача воды — ответственный за обеспечение участка водой Ссмечкин решает вести ее учет, и в самый разгар работы приказывает ставить счетчик. Взбешенный Маргулиес сажает его до конца смены в сарай под замок. Вынужденный простой сбивает энтузиазм ребят, их поддерживают советами даже Ханумов со своей бригадой. Ха-нумов «продаст» Косте секрет, как экономить секунды на каждом замесе. Приведенная Налбандовым комиссия признает бетон качественным... Последние минуты смены. Со знаменем идет на работу бригада Хаиу-мова. Сообщение хронометристки об установлении рекорда не вызывает у обессиленных ребят подъема. Ханумов подтрунивает над Ищенко. что ему не долго ходить в героях... По стройке, в ожидании открытия столовой, гуляют Шура, Маргулиес и Корнеев. Они говорят о любви. БИБЛИОГРАФИЯ БАЦЕР И. Устремленные в будущее. — «Ленинская правда» (Петрозаводск), 1966, G мая. БЕЛЯЕВ Б. Информационный материал по фильму «Время, вперед!». М., Информ.-рсклам. бюро. 1966, 12 с. БРУСЯНИН В. Марш времени. — «Строит, рабочий», Л.. 1966, 13 апр. ВАРШАВСКИЙ Я. Связь времен. — «Моск. правда», 1966, 24 апр. ВОРОБЬЕВ Е. Чем труднее, тем дороже. — «Сов. кино», 1965, 6 нояб. ВОРОБЬЕВ Е. Обжигающая современность. — «С. Э.», 1965, № 24. с. 13. ТО ЖЕ. —«Coв. фильм», 1966, № 5, с. 3. ВРЕМЯ ВПЕРЕД! — «С. Э.», 1965, № 24. 2-я с. обл. ВРЕМЯ ВПЕРЕД! —«Новые фильмы». 1966. № 4, с. 5—7. ГРИБАНОВ Б. Время дорогое, горячее, молодое. — «Сов. фильм», 1965, 16 сент. ГУЛАЯ II. До встречи на экране. — «Лит. газ.», 1965, 15 авг. ЗЕЛЕРАНСКАЯ Т. Свидание с юностью. — «Челяб. рабочий», 1965, 15 сент. ИВАНОВА И. Время, вперед! —«Моск. кинонеделя», 1964, 29 июня. ИГНАТЬЕВА Н. .Маршрутами мужества. — «Сов. Россия», 1966, 30 апр. КАТАЕВ В.. ШВЕЙЦЕР М. 30 лет спустя. — «Лит. газ.», 1964, 18 июня. КАТАЕВ В. Марш времени. — «С Э.», 19С4, № 20, с. 13. КАТАЕВ В.. ШВЕЙЦЕР М- Время, вперед! Отрывки из сценария. — «Лит. газ.». 1065. 15 авг.; «Строит, газ.», 1965, 15 авг. КАТАЕВ В. Громадное впечатление. — «Сов. фильм», 1965, 4 нояб. КАТАЕВ В. Время, опережающее себя.— «С. Э>, 1965, № 24, с. 13. КАТАЕВ В. Дыхание эпохи. — В кн.: «Экран 1965». М, «Искусство». 1966, с. 162— 164. КОВАРСКИ1Т I). Время, вперед! Третье рождение. — «Спутник кинозрителя», 1966, № 4, с. 12—14. КОВАРСКИЙ Н. Испытание временем. — «Лит. Россия», 1966, 24 июня. ЛАВРОВА И. Время, вперед!—«На экранах Подмосковья», 1964, 2 авг. ЛЕВШИНА И. Это —про революцию. — «С. Э.», 1966, № 6, с. 5. ЛЕОНТЬЕВ Е. Па экране —герои первой пятилетки. — «Строит, газ.». 1965, 8 дек. МИЛЬКИНА С. Чем труднее, тем дороже. — «Сов. фильм», 1965, 4 нонб. МИРОНОВА Л, Время, вперед! — «Красный Октябрь» (Сызрань), 1966, 1 мая. МИХАЙЛОВА М. Костя Ищенко ставит рекорд. — «Моск. комсомолец», 1964, !1 июня. МИШИН Л. Рожденный из хроники. — «Уральск, рабочий» (Свердловск), 1966, 20 апр. ПЕТРОВА Е. Инженер Маргулнес — Сергеи Юрский. — «Строит, рабочий», Л.. 1965, 3 мар. ПОДБЕРЕЗСКИЙ Г. Образ героического времени. — «Ссльск. газ.» (Минск), 1966, !7 мая. ПОНОМАРЕВ И. Дыхание времени. — «Известия». 1966, 29 апр. РОЙ Е. Время, вперед! — «Сов. фильм», 1965. № 1, с. 9. СВОБОДИН А. Наш бог —бег.— «И. К.», 1966, № 3, с. 31—40. СИЛЬВЕСТРОВА С. Время, вперед! — «Баку», 1966, 13 июня. ФАНМАН С. С позиций современности.— «Сов. фильм», 1965, 4 нояб. ХАРОН Я. Звуковой образ, —«С. Э.», 1965, № 24, с. 13. ТО ЖЕ. — «Сов. фильм», 1966, № 5, с. 3. ШВЕЙЦЕР М. Строка истории. — «Сов. фильм», 1964, 25 июня. ШВЕЙЦЕР М. Письмо критику А. Свободину. — «И. К.», 1966, № 5. с. 38—44. >> Возврат в раздел Роли в кино и на ТВ на LevDurov.Ru. |