(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Роли в кино и на ТВ
«ВРЕМЯ, ВПЕРЕД!», СССР, МОСФИЛЬМ, 1965


СССР, МОСФИЛЬМ, 1965
Оптимистическая драма.
По одноименному роману-хронике Валентина Катаева.
Фильм снят к 50-летию Октябрьской революции и рассказывает об одном дне строительства Магнитостроя начала 30-х годов.

 «Вперед, время! Время! Вперед!» — В.Маяковский.

Время вперёд Сергей Юрский и Леонид Куравлёв


Фильм «Время, вперед!« начинается с пролога. Десять минут смонтированной хроники — новостройки, созидательный, героический труд людей, кадры зарубежной хроники, похороны Маяковского...Десять минут музыки Г. Свиридова. Задача ясна. Современный зритель должен быть введен в атмосферу тех бурных лет, подготовлен к тому, чтобы единичное событие, которое станет предметом рассказа, было воспринято в ряду других, его определяющих. Изобразительный ряд называет, перечисляет факты. Музыка объединяет и обобщает их. Магнитострой — детище энтузиастов. Они трудятся на будущее, не замечая своей нищеты, радуясь почти каторжному труду. Они умеют шутить и любить. Они заряжены боевой энергией и оптимизмом. Прогульщикам и лодырям — бой. Соревнование помогает добиться немыслимых успехов. Еще чуть-чуть — и мир преобразится. Время захватило их и сделало своими заложниками. Но это счастливые заложники, ибо нет для них другого счастья, чем отдать все силы любимой родине. В самом строе фильма торжествует особый темп, особый ритм, диктующий свою напряженность всем элементам выразительности. Замечательны портреты людей, причем не только героев, но и персонажей второго плана. В них преобладает живое, характерное, индивидуальное. Здесь нет места парадному портрету, но это портрет парадной жизни.


Режиссеры:
Михаил Швейцер, София Милькина.
Авторы сценария:
Валентин Катаев, Михаил Швейцер.
Операторы:
Наум Ардашников, Юрий Гантман.
Художники-постановщики:
Абрам Фрейдин, Юрий Ракша.
Композитор:
Георгий Свиридов.
Звукорежиссер:
Лев Трахтенберг.
Монтаж:
З. Веревкина.

В ролях:
Сергей Юрский, Инна Гулая, Тамара Семина, Леонид Куравлев, Владимир Кашпур, Станислав Хитров, Ефим Копелян, Бруно Оя, Татьяна Лаврова, Александр Январев, Михаил Кокшенов, Юрий Волынцев, В. Киселев, Виктор Сергачев, Лариса Кадочникова, Игорь Ясулович, Вадим Зобин, Александра Данилова, Раднэр Муратов, Борис Юрченко, Николай Федорцов, Елена Королева, В. Семенов, Евгений Харитонов, Лев Дуров, Николай Сергеев, Светлана Старикова, Н. Снегина, Надежда Самсонова, Александр Сурин, Виктор Павлов.


Диплом за лучшую операторскую работу (Н.Ардашников, Ю.Гантман), диплом за лучшую работу композитора (Г.Свиридов) творческая конференция »Мосфильма« (1966).

Время вперёд Тамара Сёмина в фильме


Более глубокую, драматическую сущность этого времени открывает музыка. Два инструмента — рояль и барабан — как бы воплощают сам смысл движения, которое остановить невозможно. Пульсация музыки резка и ударна. Есть в этом пульсе что-то трагическое — повторяются и повторяются фразы, не находя разрешения, как бы в замкнутом круге. И кажется, что выход не может быть найден. Но здесь врываются скрипки, подстегивая это нескончаемое «топтание» И снова те же повторяющиеся периоды, но более интенсивные и с уже внезапно родившимся выходом. Он — в победной теме фанфар. Вторжение этой темы столь неожиданно и столь резко, а звучание столь «верховно», что все звучавшее ранее становится лишь аккомпанементом. Фанфары обозначают цель, призывают идти вперед. Но сама тема выглядит обособленной, даже оторванной от основного музыкального материала. В ней — зов в утопию, о которой мечтали и которую пытались воплотить в жизнь герои и мученики той эпохи.

Фильм ретро восстанавливал время в ему принадлежащей стилистике, но и эксцентрировал повествовательную ткань, усиливал, конденсировал ощущение экстаза, в котором проявилась надрывная сущность случившегося с народом и страной.

1-я серия
Люди Страны Советов торопят жизнь. Первая пятилетка идет под девизом зова Маяковского: «Вперед, время! Время! Вперед!». Скоростными темпами возводятся в тайге домны; опережая графики, мчатся в пустынях поезда... 15 мая 1931 года. Телефонная станция Магнитки — центр всяческой информации. Здесь знают, что от прораба Корпесва в Москву, к другому, уезжает жена; что начальник участка Маргулиес вторые сутки «не евши и не пивши» и, уж конечно, здесь первыми узнают о мировом рекорде бетонщиков Харькова. Со станции вести распространяются со скоростью телефонного сигнала. И вот уже ответственный рабкор Шура Солдатова вывешивает «молнию» о рекорде харьковчан. Заканчивается первая смена, и бригада Хаиумова, передовая на стройке, со знаменем и с песнями покидает рабочее место. А вокруг сообщения о рекорде разгораются страсти: каждый считает долгом чести лично участвовать в побитии рекорда, каждый требует от Маргулисса разрешения «идти на рекорд» сейчас же, в следующую же смену. Тем временем Сметана и Оля Трегубова из бригады Кости Ишенко собирают своих ребят. Фе-нечка Ишенко, нежданно приехавшая к мужу, должна вот-вот родить, и Костя разрывается в заботах о «рекорде» и о жене. Маргулиес, голодной и усталый, звонит сестре в Москву, просит ее сообщить данные расчетов бетона из конспектов, но она уже отослала конспекты его сокурснику в Харьков. И все же Маргулиес получает расчетные данные — сестра узнала их у его преподавателя но институту. Тем временем на стройке перестраховщик и демагог журналист Семечкин и дежурный по смене инженер Налбандов предостерегают Маргулиеса от опасных «рекордсменских» настроений. Комсомольцы создают аварийный штаб для руководства «рекордом».

2-я серия
Бригада Ищенко готовит инструменты, настил для тачек, а сам он везет Феню в роддом. Опасения ребят, что прогульщик и пьяница Саенко и его приятель Загиров могут подвести, оправдываются— Оля Трсгубова приводит их к рабочему месту, но они все равно отказываются работать без спецобуви. Начинается смена. На место Саенко и Загирова становятся члены аварийного штаба... Едва успев к отходу поезда и так ничего не прояснив в их отношениях, расстается Корнеев с женой. Маргулиеса, уже совсем намеревавшегося пообедать, перехватывает Налбандов и грозит комиссией и экспертизой по бетону, замешанному бригадой Ищепко. Работа идет в бешенном ритме, по вдруг обнаруживается нехватка цемента. Корнееву удается «выбить» со склада несколько бочек с цементом, и темп работы восстанавливается. По числу замесов в час уже побит рекорд харьковчан. Ребята ликуют, по в это время Шура вывешивает «молнию» о новом рекорде — в Кузнецке. Выдвигается новый лозунг: «Даешь рекорд выше Кузбасса!» Подравшийся с. Саенко Загиров — тот оскорбил его национальное достоинство— возвращается к бригаде и включается в работу. Неожиданно прекращается подача воды — ответственный за обеспечение участка водой Ссмечкин решает вести ее учет, и в самый разгар работы приказывает ставить счетчик. Взбешенный Маргулиес сажает его до конца смены в сарай под замок. Вынужденный простой сбивает энтузиазм ребят, их поддерживают советами даже Ханумов со своей бригадой. Ха-нумов «продаст» Косте секрет, как экономить секунды на каждом замесе. Приведенная Налбандовым комиссия признает бетон качественным... Последние минуты смены. Со знаменем идет на работу бригада Хаиу-мова. Сообщение хронометристки об установлении рекорда не вызывает у обессиленных ребят подъема. Ханумов подтрунивает над Ищенко. что ему не долго ходить в героях... По стройке, в ожидании открытия столовой, гуляют Шура, Маргулиес и Корнеев. Они говорят о любви.

БИБЛИОГРАФИЯ
БАЦЕР И. Устремленные в будущее. — «Ленинская правда» (Петрозаводск), 1966, G мая.
БЕЛЯЕВ Б. Информационный материал по фильму «Время, вперед!». М., Информ.-рсклам. бюро. 1966, 12 с.
БРУСЯНИН В. Марш времени. — «Строит, рабочий», Л.. 1966, 13 апр.
ВАРШАВСКИЙ Я. Связь времен. — «Моск. правда», 1966, 24 апр.
ВОРОБЬЕВ Е. Чем труднее, тем дороже. — «Сов. кино», 1965, 6 нояб.
ВОРОБЬЕВ Е. Обжигающая современность. — «С. Э.», 1965, № 24. с. 13.
ТО ЖЕ. —«Coв. фильм», 1966, № 5, с. 3.
ВРЕМЯ ВПЕРЕД! — «С. Э.», 1965, № 24. 2-я с. обл.
ВРЕМЯ ВПЕРЕД! —«Новые фильмы». 1966. № 4, с. 5—7.
ГРИБАНОВ Б. Время дорогое, горячее, молодое. — «Сов. фильм», 1965, 16 сент.
ГУЛАЯ II. До встречи на экране. — «Лит. газ.», 1965, 15 авг.
ЗЕЛЕРАНСКАЯ Т. Свидание с юностью. — «Челяб. рабочий», 1965, 15 сент.
ИВАНОВА И. Время, вперед! —«Моск. кинонеделя», 1964, 29 июня.
ИГНАТЬЕВА Н. .Маршрутами мужества. — «Сов. Россия», 1966, 30 апр.
КАТАЕВ В.. ШВЕЙЦЕР М. 30 лет спустя. — «Лит. газ.», 1964, 18 июня.
КАТАЕВ В. Марш времени. — «С Э.», 19С4, № 20, с. 13.
КАТАЕВ В.. ШВЕЙЦЕР М- Время, вперед! Отрывки из сценария. — «Лит. газ.». 1065. 15 авг.; «Строит, газ.», 1965, 15 авг.
КАТАЕВ В. Громадное впечатление. — «Сов. фильм», 1965, 4 нояб.
КАТАЕВ В. Время, опережающее себя.— «С. Э>, 1965, № 24, с. 13.
КАТАЕВ В. Дыхание эпохи. — В кн.: «Экран 1965». М, «Искусство». 1966, с. 162— 164.
КОВАРСКИ1Т I). Время, вперед! Третье рождение. — «Спутник кинозрителя», 1966, № 4, с. 12—14.
КОВАРСКИЙ Н. Испытание временем. — «Лит. Россия», 1966, 24 июня.
ЛАВРОВА И. Время, вперед!—«На экранах Подмосковья», 1964, 2 авг.
ЛЕВШИНА И. Это —про революцию. — «С. Э.», 1966, № 6, с. 5.
ЛЕОНТЬЕВ Е. Па экране —герои первой пятилетки. — «Строит, газ.». 1965, 8 дек.
МИЛЬКИНА С. Чем труднее, тем дороже. — «Сов. фильм», 1965, 4 нонб.
МИРОНОВА Л, Время, вперед! — «Красный Октябрь» (Сызрань), 1966, 1 мая.
МИХАЙЛОВА М. Костя Ищенко ставит рекорд. — «Моск. комсомолец», 1964, !1 июня.
МИШИН Л. Рожденный из хроники. — «Уральск, рабочий» (Свердловск), 1966, 20 апр.
ПЕТРОВА Е. Инженер Маргулнес — Сергеи Юрский. — «Строит, рабочий», Л.. 1965, 3 мар.
ПОДБЕРЕЗСКИЙ Г. Образ героического времени. — «Ссльск. газ.» (Минск), 1966, !7 мая.
ПОНОМАРЕВ И. Дыхание времени. — «Известия». 1966, 29 апр.
РОЙ Е. Время, вперед! — «Сов. фильм», 1965. № 1, с. 9.
СВОБОДИН А. Наш бог —бег.— «И. К.», 1966, № 3, с. 31—40.
СИЛЬВЕСТРОВА С. Время, вперед! — «Баку», 1966, 13 июня.
ФАНМАН С. С позиций современности.— «Сов. фильм», 1965, 4 нояб.
ХАРОН Я. Звуковой образ, —«С. Э.», 1965, № 24, с. 13.
ТО ЖЕ. — «Сов. фильм», 1966, № 5, с. 3.
ШВЕЙЦЕР М. Строка истории. — «Сов. фильм», 1964, 25 июня.
ШВЕЙЦЕР М. Письмо критику А. Свободину. — «И. К.», 1966, № 5. с. 38—44.


>> Возврат в раздел Роли в кино и на ТВ на LevDurov.Ru.