(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Статьи в прессе
АКТЁР ОБЯЗАН ЖИТЬ КРАСИВО

Татьяна МамлееваКаждый актер по-своему приходит к профессии. Одни мечтают об этом с детства, других приводит случай, а у третьих - такой темперамент, что выход он может найти только на сцене. Молодая актриса Русского драмтеатра им. Пушкина Татьяна Мамлеева относится к последним. Темперамент является своеобразным составляющим ее таланта, причиной ее жизненных удач и неудач... Среди главных удач Татьяны - учеба в школе-студии МХАТ, целый семестр общения с актером и педагогом Львом Дуровым, работа в спектаклях “Дети Ванюшина”, “Зойкина квартира”, “Таланты и поклонники”, поставленных на сцене Русского театра, зрительское признание “Лучшая актриса сезона” в 1998 году.... О неудачах наша героиня рассказывает с ностальгической улыбкой, потому что они вместе с косичками и учебниками остались позади...


— Актерство во мне проявлялось с детства. Поэтому в школе на мероприятиях Мамлеева и пела, и танцевала, и играла в инсценировках. Папа у меня был музыкантом - играл на саксофоне, кларнете. Мы постоянно с ним устраивали домашние концерты. Меня даже называли Мирей Матье за то, что я ей подражала... В шесть лет родители повели меня в хореографическое отделение музыкальной школы. То ли пальцы на ногах короткие оказались, то ли еще что - не взяли. Я с таким визгом и писком оттуда выскочила! Потом еще один шок: в хоровое отделение не приняли.... А старшая сестра в то время занималась в этой же школе в театральной студии у Александры Викторовны Антюховой. Вот туда меня сразу взяли.
— Репетиции, спектакли... Это не отвлекало от школьных занятий?
— Я никогда не была прилежной ученицей. Со мной учителя боролись. “Таня, тебе в актрисы идти надо!” - твердили они. Когда сталкивалась с несправедливостью, никогда не молчала. Поэтому всегда конфликтовала с учителями. Даже доучиться не смогла в школе, пришлось получать аттестат в вечерней.
— Серьезные планы на будущее были?
— Никаких! Жила одним днем и все. Никакой практичности. После десятого класса проходила практику в горбольнице санитаркой - медсестрой... Бегала ночью из одного корпуса в другой с донорской кровью. Мне это так нравилось, что я и после практики продолжала там работать за мизерные деньги!
— В какой момент ты вдруг решила поступать в школу-студию МХАТ?
— Не я решила, за меня решили! В октябре 1992 года вдруг мой педагог Александра Викторовна Антюхова говорит: “Тань, тут набор идет. Срочно беги!” Я никуда даже поступать не собиралась, вообще такого в мыслях не было. Но отказать Александре Викторовне было неудобно - вот и пошла, и поступила.
— Самое яркое впечатление?
— Помню, я была совершенно спокойна, ну, не поступлю и не надо. А народу - толпа! Мандраж начался, когда предстала перед комиссией. Помню, сидел Владимир Николаевич Комратов - режиссер, педагог из МХАТа, который стал нашим куратором, и все актеры нашего театра. Неожиданно меня спросили, почему так оделась? Я с вызовом сказала, что мне так нравится. Это потом поняла, что они проверяли мою реакцию. Позже кто-то из актеров сказал, что им понравилась моя непосредственность. Меня приняли.
— Интересно было учиться?
— Очень! Гуманитарный курс вели преподаватели ЯГУ. Мы для них были необычные студенты, и отношение были приятные, неформальные. А спецпредметы - мастерство актера, сценическая речь, фехтование, пантомима, вокал вели актеры. Это было настолько интересно, что я уже забыла о своем увлечении медициной. Правда, иногда в библиотеке брала пособия по хирургии, хроническим болезням.... Просто из любопытства.
— Расскажи о московской стажировке?
— Лучших студентов на третьем курсе отправляли на один семестр в МХАТ. Слов нет, как это было интересно! Мне странно было видеть в кафе за соседними столиками Ефремова, Невинного, Меньшикова, Машкова... Так много звезд сразу! Больше всего меня поразило, что они с нами студентиками здороваются, раскланиваются. В Москве подружилась со многими студентами. Меня “нанайкой” прозвали.... Очень много в творческом плане я получила у Льва Дурова, который вел третий курс. Легкий, веселый человек, начинающий репетиции с житейских разговоров. Сразу возникало тепло в отношениях между ним и студентами.
— От чего зависит успех игры?
— Во-первых, актер должен полюбить своего героя, каким бы негодяем он ни был. Каждый человек себя любит. Тогда, я считаю, роль получится. Во-вторых, партнер тебя должен чувствовать. Для этого режиссеру необходимо задать атмосферу, объяснить цель спектакля. Если этого нет, то спектакль распадается. Даже при хорошей игре актеров. Хороший спектакль создается с десятого раза, когда актеры живут жизнью героев.
— Творчество каких режиссеров тебя особенно потрясло?
— Конечно, Виктюка! Когда я была в Москве, Елена Морозова, с которой я училась во МХАТе, повела меня с собой на репетицию его спектакля. Она играла, а я сидела в зале и была счастлива! По степени самоотдачи, уровню переживаний за каждого героя, наверное, Андрей Борисов и Виктюк чем-то похожи. За ним было очень интересно наблюдать в “Одиссее”, где я сыграла совсем крошечную роль гимназистки. Потряс меня спектакль Машкова “Смертельный номер” во МХАТе. Я шесть раз на него ходила! Это история о страданиях и скитаниях клоунов - про нас... Ведь, кто мы? В нашем возрасте люди зарабатывают большие деньги, создают семьи...
— О будущем думаешь?
— Меня мучает этот вопрос. Я устала об этом думать. Врачам, учителям легче - они могут уйти со своей работы на пенсию. А нам надо меняться, расти, получать новые впечатления... Иногда месяцами, кроме детских спектаклей, ничего не бывает. Безделье убивает. Время идет, а я за четыре года сыграла в четырех спектаклях! В нашем театре хорошо заняты актеры после 30-ти, а 25-летние “летают”.
— Зарплата зависит от количества ролей?
— Гонораров за спектакли нет. Но дело не в деньгах. Актер играет ради... кайфа. Игра - это как наркотик. Если этого нет, то ищешь похожее в повседневной жизни. Я люблю ездить на большой скорости. Машины нет, зато права есть. Почти каждую неделю делаю перестановку дома. Хожу в бассейн, играю в бильярд...
— Здоровый образ жизни?
— Да, стресс лучше снимать так, а не алкоголем. А когда бывает очень плохо или очень хорошо, беру гуашь и рисую. Мне неважно, что получится - главное выплеснуть нерастраченную энергию... Меня ведь в детстве называли Энергией.
— Как ты считаешь, сытый или голодный актер лучше играет?
— Не понимаю, когда говорят, что сытость мешает. Какую энергию может дать зрителям голодный, недовольный актер? Он должен быть, если не богат, то обеспечен. Актер должен путешествовать, принимать гостей, учиться... Я хочу поступить в музыкальное училище, учиться живописи, но денег нет. Актер обязан красиво жить!
— Чтобы хорошо играть! Желаю всего наилучшего

Елена Яковлева.

>> Возврат в раздел Статьи в прессе на LevDurov.Ru.