(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
СМЕШНАЯ ШТУКА СМЕРТЬ

Словарь называет метеорами твёрдые тела, несущиеся в верхних слоях атмосферы Земли с космической скоростью и сгорающие, так и не достигнув ее поверхности. Всего несколько строчек в энциклопедии. Всего несколько секунд существования "падающей звезды". Может, поэтому и назвал "Метеором" свою пьесу о цене и быстротечности человеческой жизни любитель парадоксов, писатель со странноватым видением действительности, черный романтик — швейцарец Фридрих Дюрренматт.

Однажды в самый длинный день в году в мастерскую художника метеором ворвался маленький энергичный человечек. Именно сюда — в эту скромную обитель, где он был когда-то так счастлив, явился умирать пожилой профессор, лауреат Нобелевской премии Вольфганг Швиттер (Л.Дуров). Как раз к 70-летию премьера Театра на Малой Бронной Льва Дурова, возрождая старую русскую традицию, режиссер Андрей Житинкин и поставил спектакль-бенефис, в котором занят не только сам юбиляр, но и его жена — Ирина Кириченко, дочь — Екатерина Дурова, зять — Владимир Ершов.

Швиттер умирает долго, но отнюдь не мучительно, успев за сутки наворотить кучу нелепостей и наговорить окружающим массу гадостей. СМИ трижды сообщают о его кончине, ложе профессора заваливают венками , но тревога каждый раз оказывается ложной — после констатации врачом летального исхода писатель непостижимым образом воскресает и час от часу становится бодрее, да до такой степени, что на кровати художника предается любовным утехам с его красавицей женой.

Самым трогательным моментом спектакля получилась сцена прощания неугомонного профессора со своей четвертой супругой (Е.Дурова). Хотя актёры — отец и дочь Дуровы — играют родственников иного свойства, между ними возникает такое электричество близких людей, которого никаким профессионализмом не достигнуть. Отсюда и слезы обнимающихся — чудаковатого Швиттера и его слишком молодой жены из "квартала красных фонарей' — не технический эрзац, а абсолютно натурального качества.

Удастся ли нобелевскому лауреату покинуть этот опостылевший ему мир, в какой-то момент становится не важно. А важно другое: своими предсмертными выходками Швиттер выступает против несправедливого устройства жизни, при котором быть свободным от условностей, делать, что хочешь, и говорить, что думаешь, можно лишь на пороге вечности.

Хотя, по мнению Дюрренматта, он написал комедию, все зависит от того, как пьесу преподать публике. И режиссер А.Житинкин нашел тот симбиоз трагического с комическим, когда у зрителя нет возможности зациклиться на чем-то одном. Пессимисту не станет еще безысходней от темы смерти, два часа льющейся со сцены, а оптимист, возможно, захочет взглянуть на действительность в непривычном ракурсе.

Мария Сперанская

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.