(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Как снимался фильм.
КТО ПРИДУМАЛ ШТИРЛИЦА

Юлиан СемёновЭта история началась в 1966 году, когда свет увидел роман Юлиана Семенова «Пароль не нужен». Именно в нём впервые фигурироровал придуманный писателем советский разведчик Всеволод Владимирович Владимиров (псевдоним — Максим Максимович Исаев). Роман имел успех у читателей и в том же году был экранизирован режиссёром Борисом Григорьевым (кстати, хорошим приятелем писателя) на Киностудии имени Горького под тем же названием. В прокате фильм собрал 21,7 млн.зрителей и был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1968).(

Между тем в 1967 году из-под пера писателя вышел очередной роман о советских разведчиках — «Майор Вихрь», и вновь в числе героев этой книги фигурировал Владимиров. Правда во время перенесения этого романа на телеэкран режиссером Евгением Ташковым Владимиров из числа упомянутых персонажей выпал и все действие сосредоточилось вокруг группы, советских разведчиков во главе с майором Вихрем. И только и 1970 году, с выходом в свет романа «Семнадцать мгновений весны», Владимиров-Штирлиц наконец превратился из второстепенного персонажа в главный. На этот раз Семёнов забросил его в нацистскую Германию, где Владимиров-Исаев дослужился до звания штандартенфюрера СС и служил под началом самого Вальтера Шеленберга во внешней разведке. На самом деле ничего подобного не было и в помине — советские разведчики так близко к нацистским верхам не приближались. Тот же прототип Штирлица — Вильгельм Леман — на самом деле служил в гестапо, а на сотрудничество с советской разведкой пошел не по идейным, а по меркантильным соображениям: зарплата у него была маленькая, а запросы большие — он имел молодую любовницу и большие долги вследствии неудачных ставок на бегах. Однако писать о таком разведчике было для Семёнова смерти подобно, поэтому был придуман куда более привлекательный персонаж — Штирлиц.

Как и два предыдущих романа писателя, «Семнадцать мгновений» тоже было решено экранизировать. Причем, инициаторами этого начинания явились чекисты. В 1969 году, когда роман Семёнова еще не вышел отдельной книгой, на телевидении был утвержден сценарий 13-серийного фильма по ней, подобран режиссёр. Однако в самый разгар подготовительных работ ситуация внезапно изменилась. Дело в том, что за право поставить такой фильм стал бороться еще один режиссёр — 46-летняя Татьяна Лиознова.

Татьяна ЛиозноваИмя Лиозновой стало известно массовому зрителю в 1961 году, когда на экраны страны вышла ее картина «Евдокия». Фильм имел большой успех у публики и занял в прокате 9-е место (34,4 млн.). Семь лет спустя Лиознова сняла еще один шедевр «Три тополя на Плющихе» и по праву вошла в число самых кассовых режиссеров советского кино. Все эти успехи играли на руку Лиозновой, однако было одно «но»: всё снятое ею имело отношение к мелодраме, а «Мгновения» относились к жанру военно-исторического кино Поэтому у многих, кто имел отношение к созданию фильма, возникли справедливые опасения: а справится ли такой режиссёр (да ещё женщина!), с этой задачей? Но Лиознова всё-таки сумела убедить скептиков в том, что эта задача ей по плечу.

Ф. Раззаков. Главы из книги "Наше любимое кино. Интриги за кадром." Алгоритм.2004.

Фёдор Раззаков

>> Возврат в раздел Как снимался фильм. на LevDurov.Ru.