(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
ГЕННАДИЙ ПОЛОКА: ТОЛЬКО Я ИМЕЛ МОРАЛЬНОЕ ПРАВО СНИМАТЬ "МАСТЕРА"!

Геннадий Полока— Я прочел этот роман еще в 63-м году—в рукописи, без купюр. Мы дружили с Сергеем Александровичем Ермолинским, известным кинодраматургом, другом Булгакова, хранителем многих его рукописей, автором наиболее точных воспоминаний о писателе...

Он меня познакомил и с Еленой Сергеевной, вдовой писателя. Это было задолго до того, как я снял "Республику ШКИД". И с ее благословения потом он не раз говорил, что я идеальный режиссер для Булгакова: в моих картинах всегда есть элемент трагедии, но внешне — чисто комедийный ход. И у меня такое свободное обращение с действительностью. Я в одинаковой степени сентиментален как художник, и трагичен, и склонен к эксцентрике, которая для меня органична. Я не думаю смешить — смешно получается в результате. У меня непотопляемый юмор в самых страшных ситуациях. И я фантазирую, для меня ходить по стенкам — естественная проза жизни. И я знаю, Сергей Александрович был прав: сегодня из ныне живущих кинематографистов только я имею моральное право это делать... Но я не мог тогда заявить о своем желании. Во-первых, роман еще не был издан. А когда это случилось, события стали быстро развиваться. Появился "Бег" Алова и Наумова... А у меня, во-вторых, уже были грехи — "Интервенция". В-третьих, я был просто слишком молод для этого... Мне, кстати, очень нравились и другие произведения Булгакова — "Кабала святош", "Дон Кихот", его пьесы, даже инсценировки. Я читал первый вариант "Мертвых душ". Естественно, очень полюбил роман "Белая гвардия", "Записки сельского врача"... То есть почти все, что он написал...

Вообще ведь Булгакова многие хотели ставить — но все боялись. Нужно было найти такое решение, которое выглядело бы убедительным... А я не боялся... Я считаю, что беда всех, кто брался за это начинание, заключается в том, что они реализовали какую-то отдельную линию. Скажем, Вайду волновала история Ие-шуа. Других, наоборот, московская история... Любимовская версия — это все-таки капустник, комикование ситуации блестящими артистами. А ведь это "МАСТЕР и МАРГАРИТА"! Все-таки это история о любви. Булгаков всю жизнь шел к идеальному союзу свободного творца и музы, женщины-вдохновительницы. У него ведь нормальный быт наладился только в последние годы. И это была даже скорее иллюзия быта. Маленькая квартирка, но все-таки своя. Обеды в определенное время, обязательно со столовым красным вином... Жизнь казалась благополучной и долгой... А он был врач и понимал, что время его истекает...

И я бы взял весь роман. Я бы сделал историю Мастера. Это для меня главная фигура — на котурнах, преувеличенно вдохновенный, соединяющий в себе карикатурно-комическое с вдохновенно-поэтическим — почти как Чаплин-Заявки я не подавал. Не успел... Там многое замешано было... Я очень хотел, чтобы к этому имел отношение Сергей Ермолинский, который последние годы был болен. Он рассказывал мне недосказанные Булгаковым вещи... А у него была очень тяжелая супруга — сестра поэта Луговского — Татьяна Александровна. Это была такая вторая Зинаида Волконская, эффектная дама поразительной внешности. И у нее был настоящий салон, куда ходили модные персонажи-снобы — типа писателя Данина или драматурга Малюгина. И она ревновала мужа ко мне. Ермолинский был очень влюблен в меня — он влюблялся в талантливых людей... Почему его обожал Булгаков? Потому что тот, тоже драма тург, преклонялся перед Булгаковым без всякой задней мысли, признавал, что коллега талантливей. Мысленно я прикидывал актеров. Все время представлял мхатовских артистов старшего поколения. Воланд — это Борис Николаевич Ливанов. Берлиоз — почему-то Грибов. Это были любимые актеры самого Булгакова. Актеры того МХАТа были таким уникальным созвездием. Такого количества редких дарований русский театр еще не знал. А Мастером я видел Смоктуновского.

...Я знал, что Климов не будет ставить. Не буду объяснять, почему. Я знал, что всегда найдутся причины, которые позволят ему эту картину не делать. Я их знаю. Ему, конечно, не надо было браться... И не Кара ему помешал. Если бы он захотел — от Кары бы пыль осталась! Кара — это вообще несерьезно. Если бы Климов захотел — он бы имел восемь иностранных кинозвезд! Он бы имел такие деньги какие Каре и не снились! Климов -личность. Если он одержим он могуч. Когда он захотел делать "Агонию"-исковеркал Алексей Толстого и выдал совсем другой сценарий. И поднял гигантскую картину. А тут он искал повода, чтобы не делать... Что такое Кара и Климов? Это несоизмеримые вещи. Фильм Кары я не видел. V меня нет оснований относиться к нему плохо. Но... Я сейчас в таком возрасте, что предвижу... И не просто интонацию — движения! Взгляды! У меня такой колоссальный опыт, знания и техническое мастерство, что я заранее знаю, что будет, — особенно когда режиссер разговорчивый и много выбалтывает до выхода картины... Это мучительно...

...Иностранцам браться за Булгакова можно— но уровня Феллини. Мы переживаем — сегодня нет режиссеров такого калибра. Есть Кустури-ца, Ангелопулос — но это все же другой уровень. Лучшие американские режиссеры по сравнению с Феллини — середняки. Тот же Спилберг просто делает крепкое коммерческое кино. А у Булгакова такое озорство, такая русская пронзительность, которой ни у кого нет. Нужно иметь четыре сердца, чтобы дожить до конца произведения, оно все время разрывается — от напряжения, от уровня темперамента.

Желание снять фильм осталось. Я бы взялся... Но сейчас мне предложили в Канаде сделать римейк по "Возвращению броненосца". Такую историю канадской общины, которая жила и работала в России в 20—30-х годах. И я влез в это, начал писать... Это опять будет гигантская картина. Еще Никита (Михалков. — Н.Б.) уговорил меня быть в Союзе его замом по международной деятельности — там во времена Соловьева все развалилось. У меня мастерская во ВГИКе. Я завален заказами на книги — у меня ведь авантюрная биография с приговорами, тюрьмами, войной... Я просто ничего не успеваю... А мечтал бы сидеть и писать сценарий... Поэтому Булгаков и "Мастер" — это рай. Я если попаду на небеса — там точно будет возможность сесть и осуществить эту несбыточную, страшно желанную мечту...

Геннадий Полока

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.