(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Статьи в прессе
ДАЧНЫЙ БЕНЕФИС ЛЬВА ДУРОВА

К народному артисту СССР Дурову в гости на дачу мы напрашивались долго и настойчиво. Сложно Льву Константиновичу выкроить свободный денек в плотном графике работы.

В свои семьдесят три он активно снимается в кино, играет в спектаклях, руководит Театром на Малой Бронной, участвует в творческих встречах, выезжает на гастроли, записывается на радио и телевидении. А еще пишет книги. В общем, ни минуты не сидит без дела. Лев Константинович – замечательный рассказчик. Теперь «Любимая ДАЧА» знает об этом не понаслышке.

Детективная история

Появление дачи в нашей семье ознаменовалось тем, что ее украли. Щитовой домик лежал в сложенном виде на участке в ожидании строителей. Однажды я приехал и обнаружил, что дома нет. После недолгого расследования выяснилось, что подрядчик, ловкий малый, продал его другим застройщикам по доскам. Причем дома пропали еще у двух членов нашего кооператива, председателем которого в то время была Татьяна Доронина. Эта решительная женщина затеяла судебный процесс и выиграла его! Негодяй-воришка вскоре компенсировал мне потерю другим строением. В результате у нас на участке появилась вот такая облезлая, странная, построенная из щитов серая хибарка. Потихонечку к нашему «дворцу» пристраивались разные помещения. И со временем выросло странное сооружение. Это и есть моя дача. Место здесь очень хорошее, тихое, много птиц. Весенней порой соловьи спать не дают. Где-то под домом ежик живет. В этом году обзавелся семейством, заходит в гости с ежихой и ежатами. Понимает, что его здесь никто не обидит. Иногда забегают зайцы. Кору на деревьях снизу обгладывают и уходят. Я бываю на даче не так часто, как хотелось бы, но мне достаточно даже одного-двух дней, чтобы получить огромный заряд энергии. Мой дом внутри весь деревянный, а дерево прекрасно снимает городское напряжение. И вообще, он не похож на современные, модные будто бы дачи. Дача, по-моему, должна быть ближе к природе: к траве, к земле.

Родословное древо

В Харбине было русское кладбище. Китайцы это кладбище снесли и на его месте построили Парк культуры. Но нашелся один русский, который перенес часть надгробий на окраину, а из обломков и камней сделал общий монумент. На этом кладбище был похоронен мой дед. Он сбежал в Харбин от революции, думал переправить туда всю семью, но не получилось. Дед был известным обувщиком Пастуховым, поставщиком двора Его императорского величества. Я совсем недавно был в Харбине и поклонился его праху. Предков своих знаю с 1540 года. Был Афанасий Дуров – полковник, участник Колыванского похода, Анастасия Дурова – настоятельница Новодевичьего монастыря, Надежда Дурова – девица-кавалерист, о ней много написано, авантюристка была еще та. Годовалого ребенка бросила и ускакала, всю жизнь проходила в мужском костюме. Наше родовое древо очень ветвистое. Есть линия пересечения с Толстыми, с Садовскими. Был еще в роду у нас городничий г. Сарапула. Все думал и мечтал, как разбогатеть – то ли казну ограбить, то ли богатого пристрелить. Тот еще фрукт – Дуров. 100 тысяч ему зачем-то нужно было, не знаю зачем. Даже у Пушкина, с которым встречался по дороге из Молдавии, спрашивал совета. Поэт его надоумил попросить у англичан. А предок мой ответил, что просил уже, да только те оказались жадными, сволочи, ответили отказом. Потом они с Пушкиным играли в карты, и он обыграл Александра Сергеевича на 5 тысяч рублей. Пушкин карточный долг тут же вернул, а Вяземскому написал, что встретил странного человека по фамилии Дуров, городничего Сарапула, и тот обыграл его в карты, но играл нечестно. Замечу, надо было тогда выяснять отношения, а не после. Странной родни у нас очень много.

Чудеса, да и только

В Мексике во время съемок со мной приключилась совершенно дурная история. В городе, где мы жили, только что закончился всемирный съезд черных ведьм. Мексиканский режиссер всю съемочную группу попросил быть предельно осторожными: «Если на вас будет пристально смотреть пожилая седая женщина, избегайте встречаться с ней глазами». Я, как и все, посмеялся над его словами. В один из дней снимали эпизод в джунглях. Была огромная массовка. Невдалеке стоял настоящий гаучо с лошадью. Я попросился сфотографироваться на его ковбойской лошадке в национальной одежде. Сажусь на лошадь, а она неожиданно начинает пятиться и втискивается в узкое пространство между бетонной стеной и толстенной пальмой. Потом делает стойку и начинает заваливаться на меня. Я вижу, что оказываюсь под ней, это 500–600 кг, а кованая лука идет прямо мне в горло. Я понял, что сейчас меня не станет. Грохнулись на землю. Я лежа усиленно пытаюсь одной рукой отталкиваться от пальмы, чтобы лошадь меня не раздавила, а другой сдергиваю лассо. Потом вскочил и лошадку, которую просто колотит и трясет, успокоил, знаю, как это делать. Пришел врач – у меня никаких травм, ни единой царапины, только весь в пыли. Вечером ко мне зашел оператор Толя Мукасей, который в этот день снимал в другом месте, и спрашивает, что со мной было. «Лошадь стойку сделала и завалилась». Он говорит: «Мне это место показали, только ты знаешь, там тебе места нет. Пространство между стеной и пальмой – это ширина седла». – «Но я же лежал рядом с лошадью. Помню, как отталкивался, чтобы она меня не придавила». Взял рулетку, пошел и замерил. Действительно, не было мне там места. На что мексиканский режиссер сказал: «Это тебя завалила ведьмачка, только убить не захотела, а испугала, для того чтобы ты знал, что эта сила существует, и не смеялся над этим. Понял? Она в массовке где-то стояла».

Почти живой

Была такая женщина-крановщица, по-моему, ее звали Лидия Михайловна. Ее ударила молния, после чего она стала видеть насквозь. Как-то мы с Жженовым ехали вместе с Лидией Михайловной в поезде. Она смотрела и все рассказывала, сколько у меня переломов, какие болячки, все безошибочно. А затем предложила погадать по руке. Вообще-то этого делать никогда нельзя, но я согласился. Она взяла мою руку и споткнулась. Приостановилась. И рассказала мне все: сколько лет, когда родился, сколько детей. А я после спрашиваю, почему она споткнулась. Лидия Михайловна отвечает: «А тебя нет!» — «В каком смысле?» – «А ты умер». Я говорю: «Но живой же!» – «Почти живой. У тебя год назад была какая-то ситуация на грани летального исхода?» – «Была». — «Автомобиль?» – «Нет. Лошадь». — «Точка смерти почти сформировалась, чуть-чуть не хватило. Такое ощущение, что Господь Бог тебя помиловал. А что такое случилось?» Я ей рассказал. Она говорит: «Ну, точно, ведьмачка тебя попугала, но вообще тебя нет, в той ситуации ты погиб». Сколько смертей мне пришлось пережить вместе со своими героями — я сбился со счета. Я раза три кончал жизнь самоубийством в кадре. В фильме «Тайна виллы» играл майора милиции, сам придумал финал, где стреляюсь. В «Бумбараше» умирал от жадности, Тихонов меня угрохал в «Семнадцати мгновениях весны», в «Шаламовских рассказах» зарезали уголовники. Да что говорить, только в этом году меня уже два раза убивали.

Фонтан с историей

История этого фонтана началась со слова «сволочь». Когда у меня был юбилей, Иосиф Райхельгауз, главный режиссер театра «Школа современной пьесы», устроил мне бенефис. Весь сбор от бенефиса было заведено отдавать бенефицианту. После моего бенефиса Райхельгауз сказал: «Мы решили вместо гонорара Льву Константиновичу подарить вот это». Снял покрывало, и я увидел этот шедевр. Первое слово, которое у меня вырвалось, – «сволочи». Затем зимой установили это чудовище здесь. А потом такое открытие отгрохали, с фейерверком, шампанским, VIP-гостями…

Уголок Дурова.

Наталья Дурова, художественный руководитель Театра зверей им. Дурова, моя кузина. Может показаться смешным, но я очень люблю сидеть у нее на спектаклях. В живом уголке все как полагается – собачка за ногу укусит, обезьянка состроит рожицу, мол, ты ничем не лучше выглядишь!

Опасные гости

К нам тут как-то непрошеные гости заходили. Решили погреться и прямо посредине комнаты на деревянном полу костерчик разожгли. Слава Богу, костерчик не разгорелся и пожара удалось миновать. Они вдобавок камин весь разбили и ушли. Вру — еще свечкой на столе накапали: «Богатые тоже плачут». Нашли богатых…

Фирменное блюдо «ДУРОВКА»

«Натираю картошку на крупной терке, вбиваю туда пару яиц. Затем открываю холодильник, вынимаю все обрезки, какие там только есть, можно еще захватить огурчик, помидорчик, майонез. Мелко крошу. Потом картошку делю поровну на две части и выкладываю на одинаковые сковородочки. Когда она поджарится, на одну из сковородок насыпаю покрошенную смесь. На этот блинчик переворачиваю картофельное содержимое из другой сковороды и ставлю блюдо в духовку ненадолго. Получается такой картофельный пирог – уверяю вас, пальчики оближете!»

Фото: Олег Хаимов. Текст: Лариса Могульская

 


>> Возврат в раздел Статьи в прессе на LevDurov.Ru.