(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Статьи в прессе
ЛЕВ ДУРОВ В ПЕРМИ

Перед началом встречи Лев Константинович заметил, что не любит выступления перед большой аудиторией. Потому что «серьезно говорить – глупо, а расскажешь анекдот – все напрягутся. Скажут, мол, тут же дамы». И все же Дуров все время юморил и был лишен даже налета важности. Когда в комнату вошла депутат городской Думы и воскликнула: «Боже, какие люди!», Дуров парировал, имея в виду себя: «Чудовище!».

На сцене Лев Константинович сразу сказал, что если будут вопросы, он ответит: «Я все-таки умный. Ну, не очень, но все-таки». Примечательно, что от души веселились и посылали ему вопросы в записках молодые люди.

Прекрасный артист и замечательный рассказчик, Дуров рассказывал даже больше не о себе, а о друзьях, с которым вместе работал, дружил – Юрии Никулине, Александре Ширвиндте, Анатолии Эфросе. Актер обладает невероятно острым взглядом, цепкой памятью, что, наверное, и дало ему возможность написать книжки, в которые вошли байки.

Вот, например, одна такая байка, которую он узнал на съемках кинофильма «Серые волки».

Одна из сцен снималась в охотничьем хозяйстве Завидово, где в 50-60 годы развлекалась вся правительственная верхушка. К Дурову подошел мужчина, который долго старался привлечь внимание артиста. Как оказалось, он был главным егерем, который обеспечивал охоту нашим правителям. От него-то Дуров и узнал реальную историю, как Хрущев чуть Хоннекера не угробил. Первый заказал охоту на зайцев. А зайцев в этом хозяйстве не было. Поехали в соседний заповедник, насобирали кроликов, зайцев, привезли, посадили в клетку. Наутро смотрят – все косые каким-то образом выбрались на свободу и исчезли. А Хрущев с Хоннекером уже прибыли на членовозах («Мы-то с вами граждане, а они члены», - заметил, рассказывая, Дуров). Егерю пришлось признаться: «Никита Сергеич, нет зайцев. Ну, не сезон…». А надо было знать Хрущева, как он орал: «Да я тебя сгною!!». Егерь думает: «Ну, все, карьера погибла». Прооравшись, Хрущев с немецкими товарищами направился в охотничий домик. Егерь решил спасать себя. Вспомнил, что где-то валялись заячьи шкурки, с другими егерями поймали кота и зашили его в шкурку. Стучит в дом: «Никита Сергеич, зайца нашли! Пожалте стрелять». Все выходят, наводят ружья. Хоннекер: «Бах-бах», а заяц с испугу прыг на дерево с воплем «Мяу!». Хоннекер схватился за сердце и упал в обморок. Генсекретаря немецкой партии увезли в больницу. На следующий день Хрущев вызвал к себе егеря и говорит: «Премию тебе даю и награду» - «Спасибо, но за что, Никита Сергеич?» - «Приезжаю я в палату к Хоннекеру, а он синий-синий лежит и слабыми голосом говорит: «Никита, какой же Гитлер был дурак, что пошел войной на страну, где зайцы по соснам лазят».

Но, рассказывая все эти часто смешные истории, Дуров умудрялся донести по-философски глубокую мысль – что есть правда, порядочность, любовь, честь. Заметил, что семья исчезает тогда, когда в ней заходят разговоры про деньги. Что мелкие оплошности приводят к катастрофам, уносящим жизни людей. Что правительство совершенно осознанно «тихо-тихо прикрывает театры» как единственный оплот культуры. «А когда умирает театр, умирает нация». Лев Константинович удрученно заметил, что часто ему приносят сценарии, пьесы, от которых ему становится страшно: там пустота, там ноль литературного материала.

На вопрос, может ли искусство стать той мучительно искомой национальной идеей, Дуров резонно заметил, что никогда не любил советскую власть, но в те времена национальная идея – при всей своей иллюзорности – была, причем сильная. У американцев, которые были убеждены, что они самые защищенные, эта идея рухнула 11 сентября. А вот в Англии идея проста и крепка, как белый гриб: даже после ремонта обычного магазина отделы местами не меняются. Там считают, что незачем морочить людям головы, отнимать время на поиски. Человек привык, что хлеб справа, пусть там хлеб и будет. Стабильность - вот национальная идея англичан.

«Без искусства, то есть красоты, мы зачахнем. Но какая у России идея? Неизвестно никому», – так закончил свое выступление Лев Дуров, «самый трагический клоун», как назвала его английская пресса.

Редакция ЭКШН благодарит В.К. Левина за организацию встречи с Л.К. Дуровым.

Марина Вяткина

>> Возврат в раздел Статьи в прессе на LevDurov.Ru.