(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
ДЖУЛЬЕТТА И ВЗРОСЛЫЕ

Итак, телефильм "Странные взрослые" (студия "Ленфильм" по заказу Центрального телевидения) удостоен Главного приза на фестивале в Праге - поздравляем всех, кто над ним работал.

Фильм не страшится упреков в сентиментальности, более того, он имеет своей прямой целью вызвать у нас, зрителей, самые простые и самые теплые эмоции и откровенное желание, чтобы все кончилось хорошо. Фильм, в сущности, очень ждет, чтобы наши глаза освежила слеза умиления... И вот трудно представить себе нормального человека, который бы не потянулся за платком в ту минуту, когда в заключительном кадре задыхающийся после безумного бега за уходящей электричкой приемный отец крепко-накрепко прижимает к себе свою было утраченную, а теперь обретенную уже навсегда - названную дочку Тоню...

 "Странные взрослые" - это история о том, как уже немолодые бездетные супруги взяли из детского дома девочку, как начала она свою новую жизнь в большой коммунальной квартире старого ленинградского дома, как складывались - весьма не просто - ее отношения с жильцами. Как обидела ее словом "подкидыш" скверная девочка Лера из соседнего подъезда и как она, Тоня, а вообще-то по метрике Джульетта решила уйти обратно в свой детский дом. Уйти от этих "странных взрослых", у которых все не так, как она привыкла.

 Тоню-Джульетту сыграла Рита Сергеечева. Сыграла ее жестковатую детдомовскую прямоту и органичный категорический коллективизм, ее абсолютное непонимание того, что вещи могут быть не общие, а чьи-то, ее доверчивую контактность и какую-то чуть-чуть горчащую самостоятельность ребенка, не знавшего родителей и бабушек. Если хотите, эта Тоня из "Странных взрослых" видится как младшая сестренка героини фильма Сергея Герасимова "Дочки-матери", в роли которой была так хороша дебютантка Любовь Полехина.

В Тоне-Джульетте все правда. Что же до взрослых, то здесь фильм - а если уж совсем по справедливости, прежде всего сценарий - начинает несколько сбиваться в сторону заданной, а потому и одномерной, внешней характерности. Если маленькая Сергеечева живет на экране отчаянно всерьез, то взрослые актеры - и такие прекрасные, как Л.Дуров, З.Гердт, Е.Ханаева,- все время чуточку "изображают". Их герои - приемный отец Джульетты, скромняга, добряк-бессребренник Рябиков, одинокий и, видимо, не слишком-то удачливый литератор-надомник Кукс, вдова Августа Яковлевна в ее старорежимной шляпке с цветком и кружевном воротничке - нет-нет да и обнаруживают некоторую сочиненность, которую актерам не преодолеть (в особенности это касается диалога, чересчур литературно гладкого, излишне функционального).

Вообще этот фильм избыточно разговорен, а его сюжет - для телевизионного - излишне крепко сколочен. Побольше бы пауз, случайностей, не обслуживающих этот самый сюжет, побольше бы той художественно необходимой необязательности в кадре, к которой нас уже приохотили лучшие работы телекино...

Молодой режиссер Аян Шахмалиева не в первый раз делает фильм о детях и с детьми. А вот теперь получила уже и международное признание. Это радует. И дает ей как художнику заслуженную возможность работать уверенно, свободней, изобретательней, требовательней к литературной первооснове.

В.ШИТОВА

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.