(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
КАК ВСЕ НЕРВНЫ

Георгий МартынюкДля своего режиссерского дебюта в качестве художественного руководителя Театра на Малой Бронной Лев Дуров выбрал драму Сергея Найденова "Дети Ванюшина". (Спектакль идет под названием "Дети?!", видимо, вопросительный и восклицательный знаки призваны взять под сомнение духовные связи в семье Ванюшиных.) Правда, Дуров уже не первый раз пробует свои силы в режиссуре. Здесь же, на Малой Бронной, в разные годы он осуществил постановку пятнадцати спектаклей. Найденов, с одной стороны, наследовал традиции позднего Островского. С другой - писал свою первую пьесу "Дети Ванюшина" уже после того, как Художественный театр открыл драматургию Чехова. Проблема отсутствия взаимопонимания между поколениями, вероятно, будет сохранять свою актуальность постоянно. Особенно болезненно противоречия эти проявляются в переломные моменты. Не зря пьеса Найденова появилась на рубеже двух веков.

 Я видел ее в 50 - 70-е годы прошлого века в Москве и в провинции. Многие из этих работ подробно описаны. Разве что несправедливо забытым оказался Ванюшин Бориса Андреева в Театре-студии киноактера. Более полувека назад я видел его в этой роли. И понял тогда, что кинематограф бездумно эксплуатировал лишь внешние данные обаятельного русского богатыря.

Лев Дуров, конечно, мог бы и сам сыграть Ванюшина. Но воздержался и, по-моему, поступил разумно.

 К счастью, в труппе оказался актер, который прежде ничего подобного не играл, но вполне вписался в режиссерский замысел Дурова. Георгий Мартынюк - Ванюшин с самого начала чувствует себя в собственном доме как-то неуютно, будто не он здесь хозяин. Никто, кроме покорной жены Арины Ивановны - Веры Майоровой, его не понимает. А ведь он всю жизнь заботился о детях: учил, кормил, ни в чем им, кажется, не отказывал. Почему же в таком случае они не понимают отца? Где проводит ночи гимназист Алексей? Почему не ладится семейная жизнь у Людмилы? До каких пор оба зятя будут относиться к тестю, как к дойной корове? Что делать с Константином: не сегодня завтра старший сын станет наследником, но можно ли ему доверить заботу о близких, особенно после того, как он обманул Елену, а вместе с ней и своих родителей?

 Разлад в семье воспринимается как разлад в обществе.

 В спектакле Дурова нервы у всех героев предельно напряжены. Атмосфера накалена до того, что пожар может вспыхнуть в любую минуту без спичек. Все говорят либо шепотом, чтобы их не услышали другие, либо кричат, словно резаные, средние регистры совсем отсутствуют.

В спектакле представлены актеры разных поколений, составившие завидный ансамбль. В наши дни, когда стационарные театры вслед за антрепризой гоняются за звездами, "Дети Ванюшина" выглядят дерзким вызовом всему театральному сообществу. Дуров ставит спектакль не с гастролерами, а с актерами, которые постоянно служат в Театре на Малой Бронной, - в этом одна из привлекательных особенностей его первой работы в качестве художественного руководителя многострадальной труппы. И добивается серьезных результатов. Свой замысел режиссер передоверил артистам, через них пытается передать тревогу, вызванную ситуацией, сложившейся в отдельно взятой купеческой семье.

При этом не надо думать, что по сцене бродят какие-то монстры. Внешне вполне благопристойно выглядят и Константин - Дмитрий Цурский, и Щеткин - Владимир Ершов, и Красавин - Сергей Перелыгин. Но не дай Бог никому перейти им дорогу! Только с первого взгляда Аня - Дарья Грачева и Катя - Татьяна Ошуркова кажутся на одно лицо. Но по мере развития сюжета выясняется, что у каждой из них - свой характер; просто они еще гимназистки, им предстоит пройти путь, по которому уже прошли их старшие братья и сестры. Завидную эмоциональность и открытость обнаруживает в Алексее Илья Ждаников. Занятный характер и у завистливой, желчной Клавдии - Екатерины Дуровой: она самая наблюдательная, ничто и никто не пройдет мимо нее, такая не упустит ни своего, ни чужого! Есть подлинный драматизм у Светланы Тимофеевой-Летуновской - Людмилы и Марии Глазковой - Елены. И хозяйская хватка у Авдотьи - Татьяны Кречетовой. Она все видит, все понимает, но хорошо знает свое место. Занятный дуэт в эпизодических ролях у потравленной молью генеральши Кукарниковой и ее дочери Инны составили Ирина Кириченко и Лариса Тужаева.

Постановщик обрел союзников не только в исполнителях, но и в режиссере Викторе Лакиреве, сценографе Станиславе Морозове, композиторе Сергее Корнилове, балетмейстере Марине Гладилиной. В массовых пантомимических сценах актеры стараются сделать все, что в их силах, хотя, по-моему, пока они больше озабочены техникой, чем содержанием, которое с помощью техники как раз и должно было бы стать еще более очевидным. Но спектакль только начинает жить. Подобная стилистика в Театре на Малой Бронной, кажется, впервые привлекается в союзники. Вполне возможно, что со временем она станет здесь так же органична, как жест и слово.

Борис ПОЮРОВСКИЙ

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.