(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
ТОНИ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ

На фоне сверкающей синевы неба, среди золота цветов заманчиво наряден этот двухэтажный коттедж в обыкновенном городке США. Улица, на которой он стоит, символически носит имя Уитмена — прославленного поэта свободы!

 Зайти на два дня в этот обыкновенный американский дом приглашает нас Мэксин Вуд в свой пьесе «На улице Уитмена», премьеру которой показывает в дни школьных каникул Центральный детский театр.

Что вдруг случилось в «райском домике?» Отчего в панике забегали к добропорядочным Тилденам делегации от соседей? Отчего идет подлинная война внутри самой семьи Тилденов? Оказывается, дочь Тони(совершила непростительную «выходку». Пока родители и брат были в отъезде, она сдала одну из комнат негритянской семье. Сразу же отброшены цветистые маски свободолюбия. Вопрос, который не только для социалистических стран, но даже для иной буржуазно-демократической страны показался бы диким, в «демократичной» Америке становится буквально проблемой жизни и смерти. В зависимости от отношения к нему каждый рискует всем — работой, домом, семьей.

Мэксин Вуд нигде не сгущает красок. Убежденных расистов всего только двое. Остальные девять персонажей всегда полагали себя настроенными демократично и склонны как-то замять конфликт. Но за плечами двух изуверов — «Компания собственников», и в ход пущены все средства. Столкновение обостряется до предела, словно паводок поднял; застоявшийся лёд. ; Треснули старые дружеские связи. Раскалываются семьи. Обнажается суть каждого. В веренице отличных психологических характеристик Мэксин Вуд показывает, какая трудная внутренняя борьба происходит в героях.

Что победит в каждом7 Человечность, верность идеалам или страх за свое мещанское благополучие?

 Режиссер М. Кнебель при постановке пьесы прямо связывает эти вопросы с представлением о подлинной и мнимой красоте жизни. Лишь сохранившему чистую совесть доступна подлинная красота.

Уже в оформлении и костюмах спектакля {художник Б. Кноблок) мишурному блеску «райского домика» и ультрамодным нарядам противопоставлена настоящая красота положительных героев.

На первый план выдвинут образ Тони. Ведь именно Тони — единственная среди всех — до конца остается верной своим идеалам, н поэтому она не только внешне, но и внутренне красивее, по-человечески привлекательнее остальных.

Худенькая девчонка с мальчишеской прической. Тони {артистка Г. Ляпина) прямо-таки влетает на сцену. Она порывиста, легка, все время в движении. Перестроить мир ей кажется делом, не стоящим труда. Надо только, чтобы все повнимательней присмотрелись-друг к другу.

В первых сценах у Тони —Г. Ляпиной мягкие, по-детски наивные интонации. В процессе борьбы Тони из подростка становится взрослой. Перед «высокочтимым» собранием делегатов от соседей она выступает последовательно и смело. И даже когда Оуэн (артист Л. Дуров) поднимает нож на свою защитницу, Тони находит в себе силы подавить вспышку гнева и понять, что негритянского мальчика . просто затравили.

 Артистка Г. Ляпина играет Тони очень искренно и убедительно в «каждом эпизоде. А это особенно важно, потому что Тони все время выделена и. освещением, и мизансценами.

 Отлично сыграно и большинство остальных ролей в спектакле. Наверняка никому из юных зрителей не захочется оказаться хоть капельку похожим на слабовольного . Джонни {артист К. Устюгов), ни тем более на начинающего расиста Верни (артист О. Анофриев). Напротив, зритель проникается самой дружеской симпатией ко всей семье Беннетов и к немножко смешной, но оказывается, в душе очень хорошей Оури {артистка Л. Чернышева),. Надолго запомнятся два маленьких, но удивительно впечатляющих образа: старой негритянки Коры (артистка Г. Степанова) и профессора Рида (артист М. Нейман).

И разве только от исполнения ролей четы Тилденов артистами И. Вороновым и А, Елисеевой пока еще не остается целостного впечатления.

...Гаснет день. Вечерние тени сделали серым прежде такой заманчивый фасад «райского домика». Уехали Беннеты. Не слышно певучих и протяжных негритянских народных песен. Навсегда ушла из дому Тони. Она поборола в себе упадок сил после первой неудачи. Она ушла, чтобы бороться за свои идеалы. Пусть она потеряет благоло-лучие. Она останется человеком!

А. Байгушев

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.