(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
О ГЕРОЯХ В ЖИЗНИ И НА СЦЕНЕ

Недавно в Центральном детском театре состоялась премьера спектакля Н. Погодина «Мы втроем поехали на целину». Имя автора заслуженно пользуется в нашей стране широкой популярностью. Его пьесы «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», а также сценарии кинофильмов «Джамбул», «Кубанские казаяи» и др. неизменно пользуются самой глубокой симпатией зрителей. Поэтому понятен тот интерес, с которым была встречена новая пьеса известного драматурга Н. Погодина.

Трудно переоценить значение темы, которую взял писатель. Принятая февральско-мартовским Пленумом ЦК КПСС грандиозная программа освоения целинных, и залежных земель нашла горячую поддержку, у всех трудящихся Советского Союза.

По призыву партии  и правительства в Сибирь, на Алтай и в Казахстан выехали тысячи квалифицированных рабочих промышленности, МТС и совхозов: инженеры, техники, агрономы и другие специалисты сельского хозяйства. Главную же массу отправившихся на покорение целины составляла молодёжь.то были лучшие из лучших, молодые, задорные, первые откликнувшиеся на призыв партия и правительства. Это были посланцы фабрик, заводов, учреждений... Многие из них не владели ни опытом, ни знаниями в области сельского хозяйства, но они горели искренним желанием быть полезными своей Родине, своему народу. Там, на целине, они овладевали нужными специальностями и, самоотверженно работая, показывали подлинные образцы трудового героизма. Значение их подвига велико еще и потому, что в новых условиях было много всевозможных трудностей.

Но никакие трудности не могли заставить молодых патриотов отказаться от выполнения правительственного задания. В своём обращении к комсомольцам и молодежи Советского Союза молодежь второго потока отъезжающих на целину писала: •«В богатых и привольных краях Казахста-' на и Сибири ждет нас увлекательная, творческая работа. Мы знаем, что на нашем пути встретятся и трудности — ведь не к теще на блины мы едем. Но слгогли же наш» товарищи преодолеть трудности, преодолеем их и мы... Дело партии, народа — наше кровное дело».

И  их   слова не разошлись с делом. В сказочно быстрый срок покорители целины сумели   дать нашей стране многие миллионы пудов хлеба: несметные богатства, которые таит в себе целина, были поставлены иа службу советскому народу. Таковы подлинные герои в жизни.

Но совсем иными предстают они перед нами в пьесе Погодина «Мы втроем поехали на целину». Оказывается, не сознание своего долга перед Родиной, не любовь к своему народу руководили молодежью, откликнувшейся на призыв партии и правительства, а сугубо личные мотивы.

Марк Ракиткин едет на целину потому, что хочет уйти от суда за совершенный им какой-то .проступок. И хотя он собирается теперь быть другим человеком. Марк и там проявляет себя пьяницей, дебоширом, хулиганом.

Алеша Летавин едет потому, что на заводе ему «надоело вариться в мелких дрязгах».

Ира Кулькова с радостью ухватывается за мысль о поездке на целину потому, что хочет быть там. где Алеша. «Раз ты — я тоже еду».

Стелла Перчаткина явилась туда на ловлю женихов.

 Кто-то потянулся за длинным рублем.

Вальку Ситцева, ученика 10-го класса, на целину привело увлечение какой-то нездоровой романтикой. Он бредит стихами, которые Алеша Летавин называет «бандитскими». В 1-м акте Валька с упоением читает, что и он «кого-нибудь зарежет под осенний свист, а в 3-м акте от слов переходит к делу и бросается с ножом на Алешу Летавина, секретаря комсомольской организации.

 Первые же затруднения, встретившиеся им на целине, привели в отчаяние Нелли Пасхину — швею из ателье мод. И вот она в слезах пишет письмо домой, проклиная себя и жалуясь, зачем она приехала сюда.

Н. Погодин неправильно утверждает, что наша молодежь прибыла на целину с подобными настроениями. Слов нет, приехали на цели>ну н люди вроде Ракитника и Ситцева. Но разве они явились покорителями целины? Разве они—подлинные герои нашего времена? Разве они прославили себя самоотверженным трудом, дав нашей стране миллионы пудов хлеба? Нет и нет!

Героями являются такие люди, как Касаткин, о котором говорил Н. С. Хрущев в своем обращении к молодежи. Ю. И. Касаткин работал на московском заводе «Манометр», токарем 6-го разряда, на целине овладел специальностью тракториста-, потом закончил курсы с отличием и получил аттестат механика-комбайнера. «В первый же год работы на целинных землях, — говорил Н. С. Хрущев о Касаткине. — вместе со своим коллективом он добился права участия на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке». Да, вот это настоящий герой нашего времени!

 Неизвестно почему автор назвал свою пьесу героической комедией. Чего-чего, а героического-то в ней как раз и нет. Пьеса могла бы быть героической, если бы автор показал в ней творческий, самоотверженный труд нашей молодежи. А вместо этого в пьесе с особым чувством любования показаны ссоры, драки, поножовщина. Чего стоит, например, дикая сцена всеобщей потасовки около бани!

 Вызывает чувство огромного возмущения тот блатной язык, которым говорит в пьесе наша советская молодежь. «Ты не зарывайся», «руки чесались дать банок», «дефективно-залежные», «жрать», «по морде»', «идиотка», «дурак набитый», «дура», «сопляк», «идиот» и т. п.

Нет, не так говорит наша молодежь, и только у незначительной ее части можно слышать такую речь, как отрыжку языка того преступного мира, о которол? когда-то писал тов. Погодин в своей пьесе «Аристократы».

В пьесе автор поставил своих героев в такое положение, которое никак не соответствует действительности. В совхозе, где работают юноши и девушки, никогда до этого не соприкасавшиеся с сельским хозяйством, нет ни одного опытного землероба: ни агронома, ни механика, ни комбайнера. Могло ли так быть на самом деле? Безусловно нет. Юноши и девушки предоставлены здесь самим себе, нет здесь ни настоящих руководителей, ни воспитателей молодежи. Разве так осуществлялось на деле партийное руководство на целине, как это показано в пьесе? В лице директора совхоза, каким он выведен в пьесе, автор опорочил руководителей. Что же это за руководитель, который в состоянии только умиляться, любуясь, как «сорванцы... стройку тянут на своих плечах и без папы, мамы живут на своем бюджете». Погодин показал, как директор размышляет, раздумывает, но не показал, как он работает, как он руководит молодежью.

 Вот срывается социалистическое соревнование между трактористами Ирой Кульковой и Трояном. Кому как не директору совхоза надо бы и помочь молодежи. Но директора в этой сцене нет, больше того, никто из присутствующих даже не вспоминает о нем в данную минуту, словно ему, члену партии, и дела никакого нет до социалистического соревнования.

Кружится около совхоза некая темная личность, приманивает к себе ребят, подчиняет своему влиянию Ракиткина и Ситцева, толкает ребят на преступление. Об зтом знают Нелли Пасхина. Алеша Летавин, и каждый по-своему беспокоится по этому поводу. А вот знает ли об этом директор совхоза? Неизвестно. Предпринимает он что-нибудь против разлагающего влияния неизвестного?

Не знаем, и об этом автор не нашел нужным сказать в пьесе.

Страшные дела происходят в совхозе. Ситцев пытался убить, секретаря комитета комсомола. Но об этом Летавин  почему-то не находит нужным сообщить руководителю совхоза.

Словом, в самых напряженных, ответственных моментах, где так необходимо присутствие руководителя совхоза, где так важно и его слово и его дело, он неизменно отсутствует. И только в одной сцене предстает директор совхоза перед нами активно действующим, — это когда кооператор не дает ребятам «желтых туфель «а микропоре». «Кооператор уверяет, что туфель нет. А мы знаем, что туфли под прилавком лежат. Жулик!» — жалуются ребята директору. «Как нет? — возмущается директор,— я ему дам! Пойдем проверять. Не шумите. Я вас в обиду не дам».

Прямо надо сказать, незавидная роль выпала на долю директора совхоза в этой пьесе.

Напрасно Центральный детский театр поставил пьесу Погодина «Мы втроем поехали на целину». Этот спектакль ни в какой мере не мобилизует молодежь на труд, он не может вызвать у юных зрителей — школьников желания быть похожими на героев пьесы.

Лейтмотивом спектакля является любовь. Здесь почти все герои или влюблены или любимы. Но, к сожалению, тема любви или звучит здесь слишком упрощенно или изображена по известному трафарету. Для зрителей детского театра многое просто непонятно.

В самом деле, может ли девочка или мальчик в 14 и даже в 16 лет понять, за что Нелли Пасхина полюбила Марка Ракиткина? Хулиган, пьет водку, играет в карты, хотел убить Алешу Летавина, «набезобразничает, а потом кается». Вот почему никто из юных зрителей не сочу ствует Нелли, я, когда она плачет от гор зрители смеются.

Совершенно не нравится юным зрителям и Алеша Летавин в роли секретаря комсомола. У них у всех —твердое убеждение, что секретарем должен быть лучший из ребят. А как им понять Алёшу и признать его лучшим, когда с дерется, ругается, влюбляется подряд во всех девушек, и плохих и хороши любил Маргошку, потом Тамару, пото Стеллу, начал любить Иру Кулькову. Если бы в пьесе было не десять, а одиннадцать картин, он наверное влюбился б еще в кого-нибудь. Если сам Алеша в 2 лет не мог отличить, когда он был увлечен, а когда влюблен по-настоящему, зрители детского театра тем более не в с стоянии разобраться в этом вопросе.

 В истории любви Пети и Кати автор, вероятно, хотел осудить скороспелые браки, заключенные между молодыми людьми не на основании глубокого чувства, так: «встретились—давай жить». Объективно же получилось, что брак Пети и Кати — явление не только нормальное, н даже отрадное.

А история этого брака такова. Катя Петя почти безмолвствуют в течение всего спектакля. Лишь изредка Катя жалуется, что ей «мальчишки глупости говорят. В первой картине она за эти «глупости обижается на Петю, а уже в следующей когда она, плача, говорит, что «мальчики к ней с глупостями пристают». Петя неожиданно вступается за Катю и грози расправиться с обидчиками. Расправа происходит за сценой. О том, что Петя любит Катю, зрители могли лишь догадаться по кровоподтеку под глазом, который Петя храбро получил в неравном бою (naрней-обидчиков было трое). Как росла крепла любовь этой пары, никто не знает. Сами они по этому поводу не обмолвлись ни словом, и другие ничего не сказали. И только в предпоследней картин Катя и Петя приходят в комитет комсомсомола и, счастливо улыбаясь, объявляют, что они «решили соединить свои жизни» Комсомолки от души поздравляют их «Какие вы замечательные!» — говорит Тамара. А по сути замечательного-то здесь: ничего и нет.

 А вот другая история. Тамара и Анатолий Троян любят друг друга. Но их счастью мешает то обстоятельство, что он; работают в разных бригадах, живут з 15 километров один от другого и главное —оба передовые. «Каждый бригадир свои интересы соблюдает. Мой меня к нему н отпускает, а в его бригаде все держатся за Трояна», — жалуется секретарю комитета Тамара. Конфликт любящей napы уже не нов. Спор о том, где должны жнть молодожены, в какой бригаде или колхозе, мы слышали уже и в «Кубанских казаках» и в «Богатой невесте». К сожалению, этот конфликт стал уже литературным штампом.

В пьесе немало образов-схем (Дернакова — строгая комсомолка, морячок, па рень с чубом, товарищи парня, женщины милиционеры), которые сами по себе мало интересны, поэтому их присутстви усиливает отрицательное впечатление.

Совсем непонятны условные фигуры хозяина избы я неизвестного, олицетверяющие собой какие-то тёмные силы: блуждающие по степи н подчиняющие своему влиянию молодёжь. В реалистической пьесе они просто кажутся неуместными.

При обсуждении спектакля «Мы втроем! поехали на целину» больше всего недоуменных вопросов вызвали два образа: Марк Ракиткин и Валька Ситцев. Как мы должны отнестись к Ракиткиным и-Ситцевым, если бы встретились с ними не в театре, а в жизни?

Валька Ситцев и Марк Ракиткин совершают ряд поступков, за которые они должны сидеть на скамье подсудимых (причем один из этих поступков — покушение на убийство). Но по воле автора их не судят, потому что Марк хочет исправиться, умеет хорошо работать, а Валька еще слишком молод (ученик 10-го класса),

 В жизни (а не на сцене) наши советские законы до сих пор квалифицировали таких Ситцевых и Ракиткиных как хулиганов, не делая уступок ни тому, что они— хорошие производственники, ни тому, что им «от роду — двадцать лет».

Приходится удивляться не только тому, что опытный драматург Погодин так неверно осветил в своей пьесе одно из замечательнейших дел советской молодежи — покорение целины, но и тому, что некоторые газеты оценили восторженно эту пьесу.

М. Шаронова, учительница 586-й школы г. Москвы.

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.