(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
В ДОБРЫЙ ЧАС, ДРУЗЬЯ!

Лев Дуров и Олег ЕфремовИМЯ драматурга В. Розова впервые появилось на афишах Центрального детского театра пять лет назад. В то время театр и драматург показали юному зрителю пьесу «Её друзья». Так началось плодотворное творческое содружество, в результате которого в дальнейшем появилась на сцене, пьеса «Страница жизни», а совсем недавно — спектакль, рассказывающий о начале жизненного пути вчерашних десятиклассников, — «В добрый час!».

 Последняя пьеса свидетельствует о творческом росте драматурга В, Розова. Пьесу отличает более глубокое проникновение писателя в характеры, в психологические характеристики изображаемых ..персонажей. Очень интересно, типически, именно «так, как в жизни», выглядят в пьесе «В добрый час!» и учёный-географ Петр Иванович Аверин со своей супругой — немного суматошливой, иногда ошибающейся в отношениях с детьми, но в сущности прямой и душевной женщиной — Анастасией Ефремовной, и их сын Андрей, и приехавшие в Москву сдавать экзамены в вузы племянник Авериных Алексей, его товарищи Афанасий Кабанов и Катя Сорокина. Очень правдиво передала в пьесе и та особенная атмосфера, полная и волнений, и светлых надежд. а мучительных иногда раздумий, которая окружает молодых людей, только что окончивших школу и готовых выйти на дорогу большой созидательной жизни.

Итак — начало жизненного пути... По-разному представляют его себе вчерашние школьники. Племянник Авериных Алексей (артист О. Ефремов) приехал в столицу с твёрдым, хорошо осознанным намерением поступить в сельскохозяйственную академию. Дальнейший путь для него ясен. Он уже представляет себя агрономом, именно агрономом, а не химиком, не учителем и не доктором. Сельскохозяйственный труд — его призвание. А вот младший в семье Авериных — Андрей (артист В. Заливин), уже подавший документы в Высшее техническое училище (мама сказала, что это солидно!), так по существу и не знает, кем же ему быть; если же в техническое, так так хоть в рыбный! Все равно!.. Он даже не понимает, скажем, Афанасия Кабанова, который идет «только в авиационный!».

Полной противоположностью Алексею, Афанасию Кабанову, Кате Сорокиной выглядит лощёный, картинно- вежливый Вадим Развалов (артист О. Анофриев), уже с юных лет вынашивающий карьеристские, корыстолюбивые цели. Он поступает в институт лишь для того, чтобы впоследствии быть на «видной» работе. «Мелководье» жизни. — так отзывается он о рядовой, будничной деятельности, не для него.

 Так в стенах квартиры Авериных сталкиваются различные люди, а вместе с ними — различные воззрения и устремления молодых людей. Но пека никто еще не поступил в облюбоваинъш им институт. Предстоят еще вступительные экзамены. В связи с ними и вокруг них и происходит в пьесе много значительных, радостно-трогательных и даже веселых событий.

Всё действие пьесы протекает в квартире Авериных. В происходящих событиях нет, на первый взгляд, ничего необыкновенного: юноши готовятся к экзаменам, спорят относительно их исхода, некоторые, не попав в институт, собираются в дальнюю дорог}', чтобы начать трудовую жизнь... И все же зрители смотрят пьесу с неослабевающим интересом. Причина этого — всестороннее, правдивое раскрытие человеческих характеров и жизненных конфликтов, заставляющее зрителя над многим задуматься, сравнить с душевными устремлениями героев свои помыслы, многому посочувствовать, кое-кому из персонажей выразить свое негодование.

 Пьеса не оставляет зрителя равнодушным. И в этом серьезная заслуга и драматурга, и театра.

В спектакле действует небольшой, ню хорошо слаженный актерский ансамбль Каждый актер в нем сумел найти в той или иной мере свои, только ему присущие способы внутреннего и внешнего выражения общей идеи спектакля, заключающейся в благородном стремлении молодежи занять свое почетное место в созидательной жизни. Это придает спектаклю особую красоту и силу сценического звучания.

Вот трое друзей. Они приехали в Москву из далеких сибирских краёв с твердым намерением поступить в намеченные ими учебные заведения. Сколько общего в их мыслях и намерениях и в то же время разного в их человеческом облике!

Артист О. Ефремов вводит своего героя. племянника Авериных Алексея, в первый раз в дом Авериных просто, без излишних восторгов, какие, возможно, были бы и уместны в поведении юноши, добравшегося, наконец, до близкого ему дома после шести суток езды. Скромно, но уверенно ! проходит по комнате Алексей — Ефремов, и твердо " взвешивает все «за» и «против» в первом недоразумении с Анастасией Ефремовной, выражающей сомнение в надобности приезда к ним гостя, сразу находит правильный — не высокомерный  и в то же время достаточно «взрослый» — тон в отношениях с Андреем, во многом отставшим от своего нового приятеля в  жизненном опыте.

 Алексею не доставалось- все так легко как Андрею, жившему под крылышком не в меру заботливой матери. На плечи Алексея после гибели ва фронте отца легла значительная часть заботы о семье.

Черты волевого характера юноши, не всегда легко, но твёрдо но уверенно делающего первые шаги в жизни, нашли образное отражение в игре О. Ефремова. Сдержанная, скромная по внешнему рисунку манера "игры артиста как нельзя лучше выражает облик сибирского паренька Алексея.

Подстать ему и его друзья Афанасий Кабанов и Катя Сорокина. Мягкими, характерными штрихами создает образ Афанасия артист Л. Дуров. Афагаасий так же, как и Алексей, — волевой, настойчивый в достижении задуманного, прямой в отношениях с товарищами. Все это очень скупо проявляется внешне, не напоминает о себе при всяком удобном случае. Стараниями артиста Л. Дурова небольшая по объему роль Афанасия стала значительной в спектакле. Артист использовал многое для создания этого интересного образа: и легкий юмор при столкновении героя с трудностями, и выражение глубокой, правда излишне не подчеркиваемой заботы о товарищах, и манеру говорить немногословно, но метко.

 Сложная, многоплановая роль выпала на долю талантливого артиста В. Залмвина. Роль Андрея Аверина, которую он исполняет, находится в центре пьесы. Актеру нужно было очень тонко и убедительно показать постепенную, во многом трудную, перемену мыслей и настроений юноши, который мучительно пытается найти свое призвлюис в жизни и, наконец, хоть в малой мере, осознает свою тягу к труду. Многое В. Зал-и-вину по-настоящему удалось. Его Андрей, вначале беззаботный, легкомысленный юноша, под конец под влиянием окружающих его товарищей, под влиянием самой жизни, врывающейся бурными событиями в квартиру Авериных, постепенно становится другим. И Когда он уезжает вместе с Алексеем к нему на родину, чтобы начать трудовую жизнь, веришь, что, несмотря ни на что, из Андрея вырастет впоследствии настоящий человек.

Большое впечатление оставляет игра лауреата Сталинской премии М. Неймана и заслуженной артистки РСФСР Л. Чернышевой. Представители старшего поколения — отец и мать Аверины выглядят в их исполнении очень правдиво. Их убеждения, домашний уклад и приверженность к семейным традициям, а в то же время и некоторые их личные слабости и недостатки-вашли в игре актеров весьма жизненное, образное разрешение. Таких людей, как Петр Иванович Аверин и Анастасия Ефремовна, можно встретить и наяву — в любом городе, в любом доме.

Слабее выписаны драматургом, а равно и изображены актерами характеры некоторых других действующих лиц старшего из детей Авериных — Аркадия, его подруги, а потом жены Маши Поляковой, подруги Андрея Гали Давыдовой. По воле драматурга артисту Г. Печникову не остается ничего другого, кроме переживаний, связанных с подачей заявления об освобождении от работы.в театре (Аркадий — актер). Человека со всеми особенностями его , характера, с его индивидуальными чертами за этими переживаниями не видно.

Видимо, интересно был задуман образ Гали Давыдовой: девушки умной и деятельной, которой ее дальнейшая дружба с Алексеем поможет освободиться от того мелкого и подчас пустого, что есть еще в ее душе. Но на сцене он получился весьма односторонним. О всем хорошем, что есть в Гале Давыдовой, приходится только гадать. Артистке Г. Новожиловой, очень выразительно показывающей легкомыслие, мещанство Гали, иногда очень трудно бывает перейти к другому — положительному в образе — н прежде всего из-за отсутствия достаточного драматургического материала.

Спектакль «В добрый час!» поставлен молодым режиссером А. Эфросом. Следует отметить, что ему удалось, несмотря на ограниченность места действия (как мы уже говорили, все события происходят только в квартире Авериных), найти немало интересных мизансцен.

В простых и скромных тонах И вместе с тем в полном соответствии с духом пьесы созданы художником, заслуженным деятелем искусств Вяч. Ивановым , декорации квартиры Авериных.

Новый спектакль Центрального детского театра будит много дум и чувств у юных зрителей — у наших юношей и девушек, собирающихся так же. как и Алексей, и Афанасий Кабанов, и Катя Сорокина, и Андрей Аверин, вступить в большую жизнь. Он как бы говорит и героям пьесы и всем, кто присутствует в зрительном зале:

 — В добрый час, друзья!

Ю. Волгин

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.