(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
НА СЦЕНЕ- КОМЕДИЯ.

Ещё больший успех на сцене ряда театров имела вторая трагикомедия Макаёнка — «Трибунал», ставшая одной из самых репертуарных пьес в начале 70-х годов. Я видел ее в театрах разных городов, но лучшим считаю спектакль в Московском театре на Малой Бронной (постановка А. Дунаева и Л. Дурова, 1971).

«Трибунал» — прекраснейшая пьеса Макаёнка — вышла из народного лубка, из балагана. Ее создал художник, нашедший в лубочном анекдоте не только комизм, но и трагизм высокого и извечного. Будто из народного балагана пришел в пьесу простоватый мужичок Терешко, по прозвищу Колобок, а в результате действия стал личностью из летописи великой войны.

Лев Дуров — один из постановщиков и первый актер в спектакле. Он играет Терешко. Дуров не любуется экстравагантной формой, напротив, внешне он остается собой, хотя ему и приходите я перевоплощаться в персонажа, старше его по возрасту. Актер отлично понял стихию трагикомического лубка, предложенную Макаенком. Терешко — человек от земли, пастух из деревни, затерянной в Гомельщине. Жил он в достатке, нажил с женой Полиной двенадцать детей. Проворный мужичок, суетливый, горластый.

 Война всё изменила в жизни Терешко. В Белоруссию пришли немцы, пробовал Колобок в хате отсидеться — не вышло. Назначили его старостой. Это событие и внесло переполох в семью Колобка. Ну кто ему поверит, что он — немецкий староста!

Дуров проводит эту роль с тонко разработанными психологическими переходами от шутовства к драме, а потом — к трагедии. Его Колобок спесив до невозможности, пронырлив в хлопотах. Трудно понять, где он — шут из народного балагана, а где — умнейший конспиратор и патриот.

Такой сложный план роли Дуров предлагает сразу же, в одной из ключевых сцен первой части трагикомедии: Терешко ждет визита — придут начальник районной полиции Сыродоев и немецкий комендант. Колобок суетится, готовит угощения, домашние его презирают. Пришли гости. Значит, правда — Колобок староста. Теперь уже сомнений нет ни у жены, ни у детей: продался немцам Терешко! А он — глазом не моргнет.

В сцене «опьянения» Дуров достигает огромного сценического эффекта: его герой с шутовской изобретательностью подделывается под тон коменданта и в то же время куралесит — он же сильно выпил! С его уст неожиданно срывались слова: «товарищ начальник!», но это так, в запальчивости. Вообще-то он вошел в раж, ему лекцию прочитать хочется. Или доклад. Покуражиться. «Я есть не пьяный. Я есть веселый», — бойко горланит Колобок. И еще сильнее возбуждается: к Я есть гордый... как орел!» Здесь Дуров делает паузу. Колобок обводит всех присутствующих хитрыми воспаленными глазами: «Не перебрал ли?» И опять берет сильные ноты: «Я — староста! Гвоздь... Стоп!» Снова что-то изнутри его придерживает, не дает говорить: «Эх, была не была, поддам этим двум сволочам!» Глаза сверкают бесшабашной удалью. Колобок руками бьет себя в грудь и теперь уже во весь голос кричит: «За мою власть! Впер-е-ед!» Происходит самое страшное. Колобок поёт: "Броня крепка, и танки наши быстры..."

После этой сцены домашние приговаривают Колобка как предателя к смерти. Утопить в проруби! На Терешко надевают мешок, завязывают ему руки. В комических положениях Дуров показывает чудеса актерской техники. В ситуациях же драматических дает целую гамму оттенков психологического состояния.

 Во время отсутствия жены, которая пошла к партизанскому вожаку, Колобок стал судить своих детей, судить психологически тонко, стараясь проникнуть в душу каждому. Он не молил их сохранить себе жизнь, а хотел понять, кто его дети, можно ли на них положиться? И тут у актера нашлись для своего героя тона мягкие, лирические. Володька решил, обвязавшись гранатами, войти в немецкую комендатуру и «рвануть чеку»: «Пускай знают, какой у старосты сын!»

Последняя точка финала — трагическая: раздается оглушительный взрыв. Терешко все понял, сбросив маску шута, он протяжно застонал: и Сы-ын мой. Во-ло-о-о-дька».

Дуров в этом образе утвердил себя мыслящим актёром, способным сочетать комизм своего героя с трагедией, шутовство — с героикой.

*******

Комедия — чудесный, истинно народный жанр, в котором столько волшебства, смеха и радости, столько вечного и мгновенного! Смех ее саркастический, горький и звонкий, иронический и сочувственный — врачует моральные болезни людей, избавляет их от новых ошибок и смешных заблуждений. Смех казнит и утверждает, неся в себе амбивалентность и универсальность.

В.В. Фролов

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.