(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
ДВОЕ В ЗНАКОМОМ СЮЖЕТЕ

Лев Дуров и Валентина ТалызинаКак, может быть, помните и вы, лет пятнадцать назад, на Фрунзенском Валу, в филиале театра имени Моссовета, уже шел спектакль о Льве Николаевиче и Софье Андреевне, под названием "Если буду жив...". Пьесу по дневникам и письмам Толстого, сочиненную Сергеем Коковкиным, разыгрывали "на двоих" (без учета нескольких второстепенных персонажей) сам же Коковкин и Наталья Тенякова. Повторяя тот успех, автор, оставшийся в плену темы, создал еще одну драму о взаимоотношениях Толстых - "Миссис Лев", - поставленную Борисом Морозовым в "Школе современной пьесы".

Есть какая-то особая, волнующая привлекательность бытия этой знаменитой супружеской пары, самой легенды их совместного существования, навсегда вошедшей в нашу отечественную мифологию. Лев и Соня. Их семейная жизнь -соблазнительнейший объект для биографов и бесконечных интерпретаций, у нас и за рубежом. Говорят, только в Штатах за последнее время вышло целых четыре книги об истории брака Толстого.

Действительно, кроме пушкинской, ни одна из наших знаменитых писательских пар не оказывалась объектом столь пристального интереса, как Толстые. Совместная жизнь Льва Николаевича и Софьи Андреевны - это вариант русского "семейного безумия" и типично русской запредельности отношений. Чертовски соблазнительной как драматический сюжет. Их жизнь, шедшая в инфернальном ритме многолетней войны, переплетение любви и ненависти, накалявшиеся и подспудно кипевшие страсти, истерики, выяснения, разрывы, письма и записки, с . помощью которых они объяснялись друг с другом, духовная близость, сочетающаяся с полным непониманием, болезненная зависимость от другого, накопление в огромных количествах взаимного раздражения и обид, выплескивавшихся в бурной форме, - вся эта жизнь, превратившаяся в саморазрушение и приведшая Толстого к побегу из яснополянского дома, являет неисчерпаемый объект для психоаналитиков. И бесконечный сюжет для сцены.

 Вероятно, в этом сюжете публике меньше всего дела до изысков режиссуры. Морозовский спектакль, сделанный аккуратно и без излишеств, как раз ответил именно этой потребности увидеть дуэт. Тех самых людей. Конечно же, в исполнении звезд.

Оба актёра, выбранные на роли Толстого и Софьи Андреевны, - это наш "русский театральный контекст". Имена: Дуров. Талызина. Люди, творящие в постоянной ауре острого и хвалебного зрительского внимания.

И напрасно название спектакля силилось накренить фабулу в сторону "Миссис Лев". Разыгрывался именно дуэт как оптимальная форма искусства сцены.

 Представление Толстого о себе "как о великом эксцентрике", хорошо известное биографам, было понято Дуровым. Обладавшим родственным ощущением своей актерской природы. Его авантюрная артистичность, редкостное вдохновенье к дурачествам и призвук шального канальства во всем, что бы он ни делал, рождают тот клоунский сатанизм, что всегда в составе его игры. Не меняющий своей повадки нигде и никогда, он отсек наше общее представление о "толстовском величии", вышивая по канве его судьбы собственный узор. Напряжение последних дней жизни Толстого, его болезненного конфликта с домом, с домашними и со всем миром разыгрывалось этим маленьким человечком в 'больших черных сапогах, обладавшим дьявольской подвижностью и комической фарсовостью поведения. .(Напоминая одну из самых дивных дуровских работ - незабвенного гоголевского Жевакина в эфросовской "Женитьбе").

Его злая изобретательность и хваткий актерский блеск, радостно-острые, хищные его эскапады и сладострастное смакование собственных причуд (хочется продолжать и множить эпитеты и сравнения - дабы ничего не упустить) являли нам саркастического и трогательного старичка, впавшего в детство на пороге своего последнего жизненного шага. Экстатические формы, в которые облекался дуровский актерский максимализм, как всегда, обеспечивали победоносный успех его роли. Ясно, что в этом дуэте должно быть не менее двух "эксцентриков", соревнующихся в своих опасных прыжках с трапеций. И, может быть, на чей-то взгляд Валентина Талызина по своим актерским свойствам не вполне готова была назваться "миссис Лев". Актриса "земной" энергии, прямодушных и открытых черт темперамента, наделенная обаятельной простотой взгляда на жизнь - и столь понятная нам в ролях "просто тружениц", . "просто женщин". Ей следовало окунуться в атмосферу резких переживаний, составленных из многолетних конфронтации с Толстым, ревности и подозрений, истерической напряженности, страха потери состояния, прав и наследства, граничащего с безумием и породившего непрерывный домашний шпионаж за  мужем, и вечное ощущение себя мученицей;

Весь этот болезненный клубок действий, угрызений и порывов можно было размотать лишь при содействии фарсовых пружин, исступленного натиска и парадоксальной остроты, которые неожиданно обнаружились в достатке в ее "мягкой" актерской фактуре. Словом, она заняла достойное место в этом дуэте, предложив нам насладиться чисто русским экстремизмом красок и чувств.

 Не стану затрагивать остальных участников сюжета, которые здесь имеются. Даже при их неизбежном наличии всем ясно, что Коковкин создает растянувшуюся на годы дуэтную "толстониану". Такова на сегодняшний день эта пара. Мне нравится их игра, нравится этот дуэт, который сегодня можно изучить как идеальную форму искусства сцены.

Ольга Игнатюк

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.