(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
НОВАЯ ПОСТАНОВКА БРЕХТА

Московский театр имени Ленинского комсомола поставил пьесу Брехта «Что тот солдат, что этот». Постановку осуществил народный артист Грузинской ССР М. Туманишвили. Ниже мы публикуем рецензию на этот спектакль профессора А. Аннкста, написанную по просьбе редакции.

Что тот солдат что этотДраматургия Брехта совершает победное шествие по театрам нашей страны. Каждая постановка оказывается для зрителей открытием новой страницы в творчестве этого замечательного .мастера. И всегда радует, что высокая идейность произведений Брехта сочетается с яркой театральной формой.

Такое радостное чувство охватывает зрителей, побывавших на спектакле Московского театра имени Ленинского комсомола, где впервые на советской сцене поставлена пьеса Брехта «Что тот солдат, что этот.» (перевод Л. Копелева, стихи в пе-реводе Д. Самойлова). Это пьеса-памфлет о том, как-хитрая механика классового общества может превратить обыкновенного it честного человека в убийцу, служащего интересам угнетателей народов. Спектакль начинается в тоне агитки, но чем дальше разворачивается действие, тем больше ощущает зритель, что га плакатной яркостью скрывается подлинная драма жизни.

Бедняк Гели Гэй идет на рынок купить к обеду рыбу, случайная встреча с подвыпившими солдатами оказывается роковой в его жизни. У бесчинствующих солдат пропал их товарищ, без которого они не смогут вернуться в казарму. Споив Гели Гэя. они натягивают на него мундир, и тот попадает в армейскую .машину, где его «перемалывают», пока он не становится таким же бездумным и бесчувственным исполнителем воли начальников, как и остальные солдаты оккупационной колониальной армии.

Но напрасно казалось Гели Гэю. что мундир и «заслуги» в грязных войнах обеспечат ему благополучие. Когда выясняется, что он — не он, так как он выдает себя за солдата Джерайа Джипа, его отдают под суд и приговаривают к расстрелу. То, что началось как фарс, заканчивается как трагедия.

Пьеса Брехта принадлежит к типу тех драматических притч, которые так любил замечательный немецкий драматург. Временами похожая на сказку, временами — на памфлет, эта притча, в сущности, посвящена вопросу об ответственности каждого человека. Безвольный Гели Гэй не сопротивлялся, когда его втягивали в грязное дело, он согласился быть пешкой в руках политиков, распоряжающихся по произволу судьбами народов. Брехт писал эту пьесу в годы фашистской угрозы, нависшей над всем миром, но тема ответственности человека за избранный им путь сохраняет свое значение и в другие времена и в других условиях.

Спектакль открыл нам. зрителям, не только новую пьесу ранее не шедшую у нас на сцене, но и нового режиссёра с блеском поставившего ее. Народный артист Грузинской ССР М. Туманишвили дебютировал этим спектаклем в столице, где уже было несколько ярких постановок Брехта. Не повторив .манеры других режиссеров, он нашел свои краски, свои стиль — стиль остро злободневного сценического памфлета.

Режиссер совершил вполне позволительную вольность. Вместе с художниками О. Кочакидзе, А. Словинским и Ю. Чикваидзе он изменил обличив солдат, выведенных Брехтом. Они похожи не на нацистских вояк, а на современных солдат американских интервентов, которые действуют сейчас во Вьетнаме и в Доминиканской Республике. Это придаёт спектаклю злободневное политическое звучание.

 Спектакль богат приемами театральной условности, но они не само цель, а действенное средство донесения боевого публицистического смысла произведения Брехта  есть в спектакле еще одно открытие—открытие нового актёрского дарования Роль Гели Гэя исполняет Л. Дуров. Сначала мы видим его эта ки.м чистым и добрым проста ком, не способным никому отка загь, потом он преображается на наших глазах в бесшабашного бравого вояку, которому все нипочем. А в конце Гели Гэй, попав в беду, начинает прозревать. Он, ранее спокойно убивавший ни в чем не повинных людей, теперь сам становится жертвой произвола. Нот тогда-то, шагая под конвоем на расстрел, он кричит потрясающие слова о нраве человека на жизнь и о несправедливости строя, по произволу лишающего человека самого дорогого, что у него есть. Л. Дуров мастерски показывает разные лики Гели Гэя.

Динамический темп, увлеченная игра актеров, своеобразный музыкальный аккомпанемент постановки (композитор Б. Квер-надзе), масса остроумных режиссерских выдумок делают спектакль одной из несомненных удач заканчивающегося московского сезона.

А. Аникст

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.