(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
ПОЗОЛОЧЕННЫЙ КЛЮЧИК

Лев Дуров- Артемон. Золотой ключикБыл «Золотой ключик» А. Толстого. Ключик этот сделан из чистого золота поэзии. Им открывались самые «неподдающиеся» ребячьи сердца. Весело смеясь, бежал по сказке прозрачный ключ юмора.

И, наконец, выражаясь языком музыкантов, вся сказка была написана в солнечном мажорном ключе счастья.

Три ключа. Три разных ключа от волшебной шкатулки сказки.. И вот если Центральному детскому театру в спектакле «Золотой ключик» удалось завладеть двумя ключами, то первый ключ — ключ поэзии — где он? Не его ли ищет веселый деревянный человечек Буратино? Если его, то что мешает ему в поисках?

Неожиданный- ответ: книга. Книга мешает ему и зрителю. То есть, она вроде бы и не мешает, и в как будто даже помогает: зритель дополняет увиденное прочитанным. Но постепенно начинаешь чувствовать как прочитанное заслоняет увиденное, как книга становится между тобой и спектаклем. Сравнение книги со спектаклем получается, мягко выражаясь не всегда ,в пользу театра. Вот например, в книге Буратино идёт в школу учиться, чтобы стать сельским учителем. Именно сельским. Почему?..Откуда такая целеустремлённость у однодневного деревянного человечка?

Нужна ли такая железная дидактика? Ведь сказка-это тот "аленький цветочек", который не терпит грубых прикосновений.

Не слишком ли нежно его касаются и "цани"-ведушие,вполне добросовестно снижая поэтический строй. Нет мы вовсе не против условности. Но зачем было придавать эти парням, которые превосходно закрывают занавес, тяжеловесные функции комментаторов? Заявив в первом действии:"Мы те, кто всё может", продемонстрировав свою власть над громом и молнией, цани вдруг засуетились во втором действии возле подвешенного на дереве Буратино. Снять они его почему-то не смогли, хотя тут же, мимоходом превратили ночь в утро. Немножко странное соотношение возможностей. Во всяком случае для детей эта условность непонятна.

А таинственность с непонятностью ничего общего не имеет. То, что в сказке поэтически наивно, в спектакле прозаически примитивно. Впрочем, нужно сейчас же оговориться- не в спектакле, а в его сценарной основе.Постановщик спектакля А. Некрасова и режиссер В. Сперантова сделали все, что было в их силах, и в некоторых сценах сделали блестяще. Давно не видели мы на сцене такого яркого пластического рисунка, такого множества возбуждающих интерес деталей. Очаровательны танцы кукол, точно решена сцена в подземелье. Многое можно сказать в похвалу и актерам (особенно артистке Э. Кузнецовой — Буратино), и художникам, и композитору. Но досадно, что сценарные рамки не дали им возможности по-настоящему увлечь детей.

И Буратино нашел не золотой ключик, а лишь позолоченный. в

В. Рублев

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.