(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
В ЖИЗНИ-МНОГО РАДОСТИ

В МОСКВЕ проходит заключительный показ спектаклей детских театров. Москвичи и широкие круги театральной общественности за последние дни познакомились с постановками Центрального детского театра. Московского, Киевского, Белорусского и других ТЮЗов.

Центральный детский театр, открывший смотр лучших спектаклей для детей и юнюшестэа, выступил с одной из своих последних работ — спектаклем «В поисках радости», созданным по пьесе В. Розова. Выбор этот не случаен. Виктора Розова и коллектив театра связывает давняя творческая дружба. Достаточно сказать, что большинство пьес, нализанных этим талантливым л драматургом, получило путевку в долгую и большую сценическую жизнь именно в Центральном детском театре.

 Отличительные черты драматургии В. Розова — большая любовь к простым советским людям, пристальное внимание к их, казалось бы, очень будиичным но важным делам, умение глубоко заглянуть в душевный мир своих героев — очень рельефно предстали перед нами и в пьесе, и в спектакле «В поисках радости».

О чём же рассказывает этот интересный, часто вызывающий дружные аплодисменты зрительного зала спектакль?

Драматург, гераи пьесы с самого начала и до конца ее, ведут со зрителем большой, доходящий до глубины души разговор о всем хорошем, что есть в человеке. Нет они не декларируют это хорошее Они бережно ищут и находят его — иногда под покровом мелкого, случайного, наносного. Они зовут нас на поиски радости, которой так же много, как много доброго, отзывчивого, человечного. в окружающих нас людях.

Не все идёт гладко в дружной семье Савиных. Жена Федора — Леночка, как ракушка, прилепившаяся к большому кораблю жизни, старается высосать из нее все возможное. Спекулируя любовью Федора, она отрывает его от настоящей научной работы. Федор превращается в мелкого поденщика, «вышибающего деньгу» и, хуже того, — в безвольную тень, рабски следующую за женой.

Хаос, вносимый супругами в ладную когда-то жизнь семьи Савиных, дополняется хаосом дорогой мебели, которой забиты все углы. Эту мебель Леночка лихорадочно закупает «впрок», надеясь на скорый переезд в новую квартиру.

Но... переезжать приходится значительно раньше — на временную площадь. Леночка и ее -«ракушечная» мораль бегут, не в силах противостоять тому хорошему, светлому, что крепко живет в дружном семействе Савиных. Как может догадаться читатель, — тянется за Леночкой и Федор.

Тяжело переживают все и, особенно, мать уход Федора — уход его от верных,принципов в жизни. И все же радость снова, найдена! Клавдия Васильевна Савина находит ее в сознании правильности жизненного 'пути"остальных" детей,включая даже самого юного и еще очень незрелого старшеклассника Олега, в своей надежде на то, что все хорошее, когда-то заложенное в характере Федора,в итоге все-таки победит.

Особо — об актёрском ансамбле. Его слаженность во многом способствует успеху спектакля. Это тем более важно, что на сцене чаще всего действует вся семья Савиных — как собирательный образ, как маленький человеческий коллектив.

 В создании этого образа ..дружной советской семьи немалая заслуга принадлежит и режиссёру спектакля А. Эфросу. Перед ним стояла трудная задача. Следует напомнить, что оба акта пьесы идут в одном и том же" интерьере — в одной из комнат, принадлежащих семье Савиных» а ..протяженность действия ,во времени занимает лишь один день. Эта статичность сценических условий обязывала режиссера .особенно тщательно и вдумчиво . подходить к выбору каждой мизансцены. Эта задача была успешно решена. Несмотря на ограниченность сценической «географии», на обычность внешних условий,, действие ни на минуту не теряет своей динамики, и впечатляющая сила, которая идет от сцены к зрителю, не ослабевает до конца спектакля.

Но это лишь одна сторона. Главное, конечно, в том, что режиссеру удалось очень полно использовать индивидуальные данные каждого актера, их умение раскрывать психологическую сущность и духовный склад создаваемого образа.

Роль матери большого семейства — Клавдии Васильевны Савиной— исполняет народная артистка РСФСР В. Сперантова. Вначале кажется, что это лишь немало уставший и от трудностей, и от переживаний человек — женщина-мать, обремененная тысячами дел и забот. Но вскоре мы убеждаемся, что это человек, умудренный жизнью, твердо знающий, за что он борется.

Тонко показывает изменения в характере Федора артист Г. Печников. Тот самый Федор, который когда-то преуспевал, и в научной работе, и был по достоинству ценим людьми — теперь суетливо мечется в кругу мещанских мелочей. Как переживает мать, что сын ее забросил настоящее научное творчество и ушел с головой в написание ремесленнических, статеек, не дающих многого ни уму, «и сердцу, но приносящих немалые деньги.

И Федор, и Леночка (артистка М.Куприянова) — живой пример того, , как иногда любовь — при безволии одного и. пустой душе другого человека — может погубить все хорошее.

Другие дети Клавдии Васильевны Савиной — Татьяна (артистка Т. Надеждина), Николай (артист Г. Шмелев) и Олег {артист К. Устюгов) каждый по-своему олицетворяют ту дружбу, все то чистое и честное, что прочно живет в этой семье.

По-мальчишески неуравновешенный, порывистый, Олег выражает свой стихийный протест против мещанского благополучия семьи старшего брата тем, что после оскорбления, нанесенного Леночкой, пытается старой кавалерийской шашкой погибшего отца изрубить ненавистную мебель. Этот взрыв мальчишеского гнева артист K.Устюгов передает столь органично, и непосредственно, что зал замирает, видя, как взлетают в воздух лакированные щепки. Молча осуждают поступок Олега и мать, и Николай с Татьяной. Но есть в этом молчании и суровый -приговор копеечным принципам семьи Фёдора.

Интересно ведет роль Татьяны артистка Т. Надеждина, Перед зрителем вырастает образ взрослой девушки, которая уверенно смотрит в открывающуюся перед ней жизнь, ибо твердо знает, что жизнь — это прежде всего труд,

Все остальные исполнители ролей в меру своих сил и возможностей, отведённых им драматургом, также вносят свой вклад в общий успех этого спектакля, уже уверенно зав-оевавшего признание зрителей.

Есть в спектакле и недостатки. Это в некоторых случаях слиш-ком нарочитая «кинематографичность» смены отдельных сцен, натянутость двух-трех диалогов, схематичность нескольких, правда, второстепенных образо-в (Марины, Таисии Николаевны), Но это — частности, не мешающие общему успеху спектакля.

Коллектив Центрального детского театра можно поздравить с новой творческой победой. Хочется пожелать, чтобы его содружество, со «своим» драматургом было и впредь таким же плодотворным.

Ю.Константинов

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.