(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
ПРОЩАЙ , МАТЁРА!

ОНИ стояли на высоком берегу Ангары, дожидаясь прибытия парохода. В новеньких школьных формах, с букетами цветов, весёлые и оживлённые, как и все дети, которым предстоит снова встретиться со школой после привольных летних дней

. — Ребята, простимся с родной деревней, — напоминает им учительница.

 И в ответ:

— Прощай, Матёра!

Они прощаются с этими местами навсегда. Потому что скоро над островом, давшим приют их деревне, сомкнутся ангарские воды. Пришла и в этот, до сих пор забытый сибирский уголок электрификация. Дети рады: жить им теперь в благоустроееном посёлке, учиться в десятилетке, а в их старой, деревенской школе было всего четыре класса.

Но если для юных жителей острова новые перемены обещают новые радости, старые жители Матёры отнеслись к ним совсем по-иному. С печалью смотрят они на приезжих рабочих, занятых санитарной очисткой острова. Они понимают, что дело это "необходимое, но разве" легко смотреть, как взвиваются над крышами домов столбы огня, как рушатся кресты на старом кладбище?

 Чувства колхозных стариков разделяет председатель исполкома поссовета Воронцов, роль которого исполняет Алексей Петренко. Умный и чуткий человек, он понимает, что гибель Матёры не должна повлечь за собой утрату многих нравственных ценностей, носителями которых являются эти старые, много повидавшие не своем веку колхозники.

Удивительная россыпь народных характеров предстает перед нами в этом мудром фильме. Создатели картины, как и автор повести «Прощание с Матёрой» Валентин Распутин, меньше всего заботятся о том, чтобы поразить нас красивостью. На экране нет живописных, румяных молодух, старых добрых молодцев. Действие в основном сосредоточено вокруг небольшой группки людей, про которых обычно говорят — «излом да вывих». Здесь и одинокая старуха-тунгуска и мальчонка, который не знает матери, не помнит отца, но зато цепко держится за добрые руки своей бабки, и старик Бoгодул, почти разучившийся говорить, и другие старухи, чьи избы когда-то звенели весёлыми голосами их детей. Звенели да отзвенели ... Война навек oпечалила этих женщин, в теперь только родная деревня Матера дает им силы жить дальше — для себя и для других.

Нет, не славянофильской грустью по утраченной старине веет от этого фильма. Он озарён мудрой мыслью о том, что общечеловеческие ценности не возникают сами по себе. Они приходят к нам из прошлого, передаются от тех людей, которые жили когда-то ради нас. И эти деревенские старики и старухи могут стать примером для многих. Разве не прекрасно их умение не поддаваться жизненной суете, их способность сострадать чужому горю, радоваться чужому счастью? А совестливость, доброта, удивительное трудолюбие? «Сеятель и хранитель!». Разве не к ним можно отнести эти вечные слова поэта?

Душа- прощающихся с Матёрой людей — старая колхозница Дарья. Актриса С. Станюта сумела создать достоверный образ. Мудростью, добротой, какой-то удивительной надежностью веет от фигуры старой крестьянки.

Полна светлой печали сцена прощания Дарьи со своим родным жилищем. Как самого близкого, дорогого человека, обряжает она свою избу перед тем, как придут люди с факелами. Привычно, как когда-то в молодости, подоткнула подол юбки и моет стены, потолки, полы, белит кормилицу-печку, вешает на окна расписные занавески, и утреннее солнышко осветило чистую горницу, пестрые половики на полу, по которым когда-то ползали, а потом шлепали неуверенными ножками ее дети и внуки.

 И мы понимаем: такое прощание с родным гнездом — не прихоть, не чудачество старой женщины. Ей,- Дарье Пинегиной, в большей степени, чем другим, дано понимание: нет памяти — нет и жизни!

 В фильме много и других хороших актёрских работ. Запоминается Л. Дуров, играющий колхозного бригадира, сына Дарьи;М. Булгакова, создавшая яркий сбраз старухи Настасьи; Ю. Катин-Ярцев, воплотивший почти былинный характер Богодула.

 ...Надвигаются на одинокий катер -облака тумана. В этом сплошном сером месиве невозможно различить очертания редкого острова.

— Мать! Тетка Дарья! Матёра! —- несутся крики над рекой. И мы понимаем; в этих криках не только беспокойство за жизнь стариков, опоздавших покинуть остров. В конце концов их спасут, все они будут на катере, который привел председатель поссовета. В этих призывах угадывается другая тревога. Тревога, что если не будет с нами таких людей, как эти старые крестьянки, много уйдёт из жизни, больше будет в ней пустоцветов. И Матёра воспринимается нами как хранительница этого высокого нравственного начала.

Фильм "Прощание" задумали и подготовили к съёмкам режиссер Лариса Шепитько, оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко. Но случилось трагическое: бригада Мосфильма попала в автомобильную катастрофу. То, что волновало, что печалило и радовало талантливых кинематографистов, когда они читали повесть Валентина Распутина, зажгло сердца других людей. Они продолжили, кх работу. И вот теперь фильм «Прощание» зажигает высокими мыслями о смысле бытия нас, зрителей. И мы ещё раз убеждаемся: есть такие процессы, которые словно смена времён года: их не остановить. Но разве не нужно иногда позорче всматриваться в то, что мы оставляем позади?

Для того, чтобы взять с собой в новый путь всё хорошее из пути пройденного.

Б. Поморцева

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.