(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Интервью в прессе, на ТВ
ЛЕВ И ГОЛУБИ

Лев Константинович ДуровВодитель светлых «Жигулей» опустил стекло и приветливо нам улыбнулся: «Ребята, не пропустите?» «Конечно, нет», — хотела сказать я, но вдруг узнала его

- А как насчет интервью?

- О чем интервью? - интересуется знаменитый актер. - О жизни... Ну, что можно сказать о жизни... - говорит он и, кажется, прибавляет газу. (Но мы не отстаем.)

-Ну, ладно,- все-таки соглашается он. Так, благодаря случайности, состоялась моя встреча с Львом ДУРОВЫМ.

**

Театр на Малой Бронной. Мы заходим в гримёрную, где висят театральные костюмы, на столе стоит чайник и сидит красивый молодой актер, который смотрит на себя в зеркало, не улыбаясь. Наш приход совпадает с началом спектакля, неизвестный красавец уходит.

 - Здесь нам никто не помешает, - говорит Дуров, но ошибается: в дверях неожиданно возникает мужчина средних лет в очках и с фотоаппаратом.

- Лев Константинович, можно сделать ваш портрет?

 - Вы надолго? - спрашиваю я портретиста.

 - Как получится, - весело отвечает он, - Мариночка, заходи. Лев Константинович, это Мариночка... -Дама в белом удобно устраивается на диванчике рядом со мной.

- Я все время пою, - говорит Дуров. - Сейчас со своими студентами ставлю американский мюзикл, поэтому пою песни из мюзикла. Пою ли я современные песни о любви? Это типа «Я просил тебя два раза, вот такая ты зараза?.,» Это же за гранью! Я люблю военные и послевоенные песни. Иногда пою такие, которые сегодня почти никто не знает, а я их помню с детства.

(Фотограф раскрепостился, он сея перед нами на корточки, заслонив собой Дурова, и удивился, когда я выразила свое недовольство.)

- Вы были тем пионером, который «остальным пример»?

 - Нет, меня выгоняли из всех школ. А в одной я продержался рекордно короткий срок: урок и пять минут перемены. Из-за чего? Я подрался с классом. Как тогда было: пришел новенький, надо понять, что за человек. Сначала один подошел, стукнул — я ответил, другой... В общем, главное в такой ситуации - встать спиной к стенке и не терять самообладания.

Я жил в Лефортово и знал все ворье района, красть - не крал, но иногда «подснимал» голубятни. Кстати, у нас с ребятами была своя голубятня, которую тоже нередко «подснимали».

- А как родители относились к вашим проделкам?

 - Отец меня ни разу в жизни не ударил. Если он сердился, то переставал со мной разговаривать. Когда он появлялся во дворе, все матерщинники переставали ругаться.

 - Вы же могли пойти по стопам своих знакомых...

~ Блатные меня в свои дела не втягивали: отца уважали. А потом я стал ходить в театральную студию Бауманского района. У нас был замечательный учитель Сергей Владимирович Серпинский. Он все умел! Он разбирался в математике, астрономии, прекрасно играл на фортепиано, водил нас по музеям, усадьбам. Благодаря ему я поступил в Школу-студию МХАТ. Но главное, Сергей Владимирович выбил из нас ЖЛОБСТВО.

(Фотограф закончил съемку, но не ушел... Он внимательно слушал беседуа затем включил диктофон.)

- Это слово по разным поводам употребляет преимущественно старшее поколение. Можно ли конкретизировать?

 - Жлобство - это отсутствие культуры. Культуры всяческой, культуры общения, культуры поведения. Оно не зависит от социального или образовательного уровней. Жлоб - этот тот, кто говорит человеку: «Эй!»

 Когда я на улице встречал Рихтера (он жил в доме рядом с нашим театром), мы здоровались и он приподнимал шапку. На улице шел снег... и я тоже снимал шапку. И не выдерживая, просил его надеть свою, «Ну, что вы, что вы», ~ отвечал он.

 - Капитан королевских мушкетеров де Тревиль, каратист из фильма «Не бойся, я с тобой!» - ваши герои бесстрашны и бескомпромиссны... Вас жизнь ставила в условия, когда «не надо бояться»?

 - Мы два месяца снимали картину в зоне, и я общался с уголовниками без сопровождающего. Я был уверен, что со мной ничего не сделается: во-первых, я их не боялся, а во-вторых, был с ними откровенен. Удивительно, но некоторые из них не хотят уходить из зоны на свободу. Это, думается, определенный инфантилизм. Так сегодня многие рвутся обратно в СССР, забывая о том, что это была ЗОНА.

 Мне надо было ехать на съемку в Германию. Выездная комиссия дает первое задание: «Опишите флаг Советского Союза». Ну, не бред ли? «Флаг Советского Союза черного цвета, - хулиганю я, - называется Веселый Роджер». - «Перечислите столицы союзных республик», - не сдаются они. Каким идиотом надо быть, чтобы не знать столицы государства, в котором ты живешь? «Норильск, - говорю, - Калинин», - и дальше все города, где мы были на гастролях. «Назовите членов Политбюро», - задают они третий вопрос. - «Поскольку я не член партии, то ни членов политбюро, ни других членов партии знать не обязан».

В общем, не пустили меня в Германию, и Штирлиц убивал меня под Москвой.

 - Актерская профессия связана с праздниками, есть любимые?

- Про свой день рождения я всегда забываю. Праздник - это всего лишь фрагмент — и он проходит. Не люблю рестораны, потому что там у меня частенько кончается ссорой, а то и хуже...

 - Английский философ Льюис писал: «Без влюбленности никто бы из нас не появился на свет, без привязанности ~ не вырос, без дружбы можно вырасти и прожить». Ваше отношение к друзьям?

 - Дружба - это тяжелая работа (из-за этого утверждения я даже повздорил с двумя друзьями). Есть история, связанная с Михаилом Светловым. Он, радостный, позвонил ночью своему приятелю. «Я написал хорошее стихотворение!» - «Миша, сейчас три часа ночи!» Светлов помолчал, а затем сказал: «А я думал, дружба ~ понятие круглосуточное...» — повесил трубку и больше никогда этому человеку не звонил.

 Своим друзьям я могу позвонить в любое время, и они будут туг же рядом. Я никогда никому не отказывал ни в какой просьбе. За себя просить не будешь, просишь за друзей! Подгадаешь, чтобы накануне прошла с тобой передача на телевидении, и идешь к чиновнику, и по его реакции сразу понимаешь, видел он твою передачу или нет. Если заулыбался, считай, дело выиграно. Поскольку вечером он придет домой и скажет жене, теще, детям: «Вот сегодня приходил этот... о котором вы вчера тут говорили. Ну что? Помог ему...»

(Фотографу надоело молчать, он стал задавать вопросы: сначала о карате, потом о Чехове.)

 - Чехов - жестокий писатель, вспомните «Ваньку Жукова», не дать ребенку шанса! А «Три сестры»...

- Какая страна вам близка?

 - Я давно хотел попасть в Америку. Мне понравился Нью-Йорк - это мой город! Я гулял по ночному Бродвею, Гарлему, хотя меня все отговаривали, и когда от стены отделялся человек, у которого нос шире лица, я изображал или слепого или сумасшедшего. Тот отскакивал. Однако через десять дней мне все равно захотелось домой, в Россию.

- На вас не влияют ваши герои?

 - Если бы на меня влияли мои роли, я бы давно уже спятил! Хотя однажды я играл деревенского мужика, не стригся и вообще отошел от городской цивилизации. И вот еду на телеге, а навстречу мне женщина. Здоровается и спрашивает, откуда я. «Из Белых Колодезей». - «Да, ну?! - удивляется она, - я там всех знаю, а такого завалящего первый раз вижу...» Высшая похвала.

- У вас были проигрыши?

 - Иногда снимался ради заработка, иногда - не хотел отказывать режиссеру, думал, раз откажешь, два, потом тебя больше не пригласят. Поскольку всегда существует актерская боязнь выпасть из обоймы. Но я старался сделать все возможное в той или иной роли и никогда не снимался просто так.

Наталья Григорьева

>> Возврат в раздел Интервью в прессе, на ТВ на LevDurov.Ru.