(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
ФИНАЛ НЕ ОПРЕДЕЛЁН

На экранах города — новый художественный фильм «Успех», снятый не киностудии "«Мосфильм» режиссером К, Худяковым по сценарию А. Гребнёва.

 Кинолента рассказывает о том, как создается спектакль, каких душевных затрат и нервного напряжения требует это, какой ценой достается успех.

Центральное место в фильме занимает образ режиссёра  Геннадия Фетисова, который осуществляет постановку чеховской «Чайки» на сцене периферийного театра. Фетисов — энергичный и деловой человек, бесспорно талантливый, с неистовой самоотдачей замима.щийся своим делом. Контакт с  труппой у него налаживается очень не просто. Независимый и самолюбивый, он не боится  идти не обострение отношений с людьми, отстаивая свою творческую позицию. Но едва ли можно осуждать и упрекать его за резкость и пренебрежение к окружающим. Фетисов — человек глубокой внутренней сосредоточенности и вызывает симпатию у зрителей своей цельностью и неоднозначностью.

Для достижения своей цели Фетисов может вступить и в открытый конфликт, и может обуздать собственную гордость и самолюбие, может и схитрить, и даже встать на колени, но добиться желаемого.

 Ради успеха общего дела Фетисов снимает с роли Тригорина актера Павлика Платонова (Лев Дуров) — человека, который настолько влюблен в театр, что не может пережить этого и умирает. Но осуждать режиссера за равнодушие к чувствам и душевному состоянию человека нельзя. Смерть Платонова явилась трагической случайностью и глубоко потрясла Фетисова. И все-таки иначе поступить он не мог — искусство не терпит компромиссов. А для героя Филатова создаваемый им спектакль является самым главным для него делом.

Он отрешён от всего и думает только о спектакле, живет только работой над ним. Мы видим этот непрерывный процесс созидания, творческий поиск героя, его горение и полную самоотдачу без всякой жалости к себе и к другим. И в этой одержимости работой, в этой непримиримостм ко всему, что может помешать работе, проявляется высокий профессионализм героя, его жизненная позиция.

На протяжении фильма неоднократно упоминается о том, что успешный спектакль нужен молодому режиссеру в качестве трамплина для возвращения в столицу. Но едва ли можно этим укорять Фетисова, видя его искреннюю увлеченность делом.

«Тебе нужны живые люди, которых ты выдавливал бы как тюбики на свои полотна... Посмотри на себя, ведь ни радости, ни любви человеческой», — бросает ему в лицо актёр. Но прежде всего Фетисов выплескивает себя, как всякий талантливый человек, он сам больше всех «выдавливается» во время работы, его человеческие затраты ничем не измеримы. Но только такой ценой можно создать настоящее произведение искусства и добиться желаемого успеха.

Финал фильма неопределён. После удачной премьеры спектакля режиссер все-таки собирается уехать в Москву. Он идет по перрону вдоль поезда и, оглянувшись, видит провожающих его актёров.

Уедет ли он? Останется?

Е.Ганин

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.