(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
СУДЬБА БАРАБАНЩИКА

Новый спектакль Центрального детского театра.

Любимое школьниками произведение Аркадия Гайдара "Судьба барабанщика" обрело сценическую жизнь. Недавно состоялась премьера этого спектакля в Центральном детском театре.

Вероятно, нет необходимости воспроизводить сюжетную канву и самой повести, достаточно широко известной, и пьесы (aвтоp инсценировки И. Романович), которая в общем, последовательно и точно воспроизводит события повести. Следует сказать лишь о некоторой схематичности и «скороговорке» в развитии действия, проявляющихся в отдельных местах пьесы. Но об этом — позднее.

Основное событие спектакля, на наш взгляд, — это рождение новой интересной творческой индивидуальности. Речь идёт об исполнительнице главной роли — Сережи Щербачова — молодой артистке В. Тумановой. Сережа Щербачов — её дебют, её первая роль на профессиональной сцене.

В. Туманова год назад окончила театральнее училище имени Щукина. Молодая актриса пришла в коллектив Центрального детского театра, где ей вскоре и была поручена главная роль в готовящемся спектакле.

С помощью ведущих актеров театра и режиссёра спектакля А. Некрасовой молодая актриса проделала большую работу над созданием сценического образа Серёжи Щербачова — образа, так тщательно и любовно вылепленного самим Гайдаром. И вот первый большой творческий труд В. Тумановой вынесен на суд зрителя.

Нужно откровенно сказать: за сложную задачу взялась молодая актриса. Ей предстояло раскрыть перед зрителем глубокую внутреннюю чистоту Серёжи, его безусловную честность в то время, когда все внешние события обращены против этого мальчика. Ведь Серёжа поддается влиянию воровской компании, взламывает ящик стола своей мачехи, продает старьёвщику её горжетку, наконец, втягивается в действия людей, прямо враждебных нашей советской действительности.

И всё же "маленький барабанщик" совершает подвиг, стреляя в одного, из врагов. И этот подвиг — результат того настоящего, неподкупного, что зреет в его душе.

Надо было тонко понять все порывы детской души, все её противоречивые, подчас неясные устремления, когда еще не начавший стучаться в сердце жизненный опыт не может выступить хорошим советчиком и верным другом, а события и люди, окружающие маленького человечка, уводят его от верного пути.

Актрисе удалось глазное — вылепить по-гайдароаски, всесторонне характер Серёжи, характер, в котором и хорошее и плохое — всё жизненно оправдано.

 Вот Серёжа рассказывает Нине Полопцевой историю маленького барабанщика. Какое не по-детски зрелое- вдохновение на его лице. Какой гордостью и мужеством светится его взгляд. Вот оно, это мужество, которое, впоследствии помогает Сереже совершить подвиг.

А вот другой Серёжа — ребячески доверчивый, но очень задумывающийся до поры До времени над событиями, в водоворот которых он попал, далеко не всегда умеющий противостоять этим событиям... Ну, что ж!.. Возраст есть возраст. Попробуйте в тринадцать-четырнадцать лет, когда рядом нет крепкой и опытной , направляющей руки, всегда поступать правильно и разумно.

Но есть в Серёже большая сила — сила чистоты его души. И она, чем больше раскрываются события, тем больше восстает против них.

Всё это очень хорошо поняла и прочувствовала молодая актрисам Все это она сумела бережно перенести на сцену. Вот почему в ее : «живого» Серёжу глубоко веришь. Да, он по-настоящему живёт на сцене!

Собственно, в пьесе в основном один Серёжа противостоит всему темному миру. Автору инсценировки значительно меньше, чем Гайдару, удалось «подтянуть» до высоты активного действия остальные персонажи, олицетворяющие нашу советскую жизнь. Более проходными фигурами, чем в повести, выглядят инженер Грачковский и его сын Слава, менее действенен и образ подруги Серёжи Нины Половцевой.

Чувствуется серьёзный творческий труд, заложенный в исполнение роли мнимого брата мачехи Сережи — Валентины. Заслуженный артист РСФСР И. Воронов, играющий «дядю», создал образ умного и хитрого врага. Подчас в нём нет ничего злодейского— это "рубаха-парень", балагур, весельчак. Но, кроме того, под этим безобидным обличьем артисту хорошо удалось показать непрерывную напряженность зверя, в любую минуту готового к прыжку.

Чересчур картинно -мрачен его подручный Яков (артист В. Полупарнев).

 Гротесковые приемы значительно более уместны в исполнении ролей «осколков разбитого вдребезги» — двух тоней прошлого — старухи (заслуженная артистка РСФСР Т. Струкова) и её сына (артист Н. Долгополов).

Можно ли говорить о наличии своеобразного «режиссерского почерка» в спектакле? Безусловно. На всем спектакле лежит печать режиссерской заботы о том, чтобы каждый поступок, каждый шаг исполнителя любой роли были по-настоящему человечны и жизненно-правдивы. Хорошо, что действие не перебивается эффектными, но малосодержательными «выходами к рампе» и рассчитанными лишь на внешний успех режиссёрскими "находками". Простота и строгость общего стиля спектакля оставляют хорошее впечатление. С ними удачно гармонирует и музыка композитора Н. Будашкина.

В рецензиях на спектакли Центрального детского театра часто упоминается добрым словом труд художника, заслуженного деятеля искусств РСФСР Б. Кноблока. Нельзя не упомянуть о нём и сейчас. В оформлении спектакля «Судьба барабанщика» есть ряд бесспорных удач. Оригинально оформлена картина с движущимся поездом, В хорошей реалистической манере выполнена декорация домика над Днепром. ...

Произведения Аркадия Гайдара в печати, в кино, в театре - всегда встречаются с радостью нашей детворой .Нет сомнения, что и новый спектакль Центрального детского театра вызовет живой отклик юных зрителей.

Ю. Волгин

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.