(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
"ДРУГ МОЙ, КОЛЬКА!"

ШЕСТИКЛАССНИКУ Кольке Снегирёву пришлось туго. Как-то уж очень неудачно всё сложилось, одно к одному! Сначала он дурачился на пионерском сборе и даже сбежал с него, не дождавшись конца. Потом ел во время урока, за что был выгнан из класса, потом неожиданно схватил двойку. А еще через несколько дней нагрубил председателю родительского комитета.

В довершение всего выяснилось, что Колька — организатор и один из активных деятелей ТОТРа, что — страшно сказать! — означает «Тайное общество троечников». И хотя члены этой «организации» занимались в основном тем, что помогали пенсионерам и малышам, участие в ней также было поставлено Кольке в вину.

Старшая пионервожатая Лидия Михайловна Иванова, особа серьёзная и решительная, склонная к безапелляционным выводам, категорически утверждает, что Снегирёв — «отпетый тип». По ее предложению совет дружины исключает Кольку из числа пионеров и ставит перед педагогическим советом вопрос о дальнейшем его пребывании в школе.

С этим решением не согласны, однако, товарищи Кольки, а также их новый друг, вожатый отряда — молодой шофер Сергей Руденко. Не считают правильным постановление совета дружины и зрители спектакля «Друг мой, Колька!» , горячо реагирующие на все, что происходит в этой пьесе, написанной молодым драматургом А. Хмеликом и поставленной на сцене Центрального детского театра.

В самом деле! Представьте себе, что вам тринадцать лет и что вы присутствуете на пионерском сборе, подобном тому, который показан в.спектакле. Сбор посвящён теме «Береги минутку!». Но на протяжении не одной,, а многих минуток вы вынуждены выслушивать сначала невнятное бормотание «докладчика», уныло пережевывающего один к тот же «тезис» (Лев Толстой умел беречь каждую минуту и потому был великим писателем), потом узнавать, сколько втулок и шкивов изготовляют в минуту предприятия вашего района, потом томиться в напряженном молчании в ответ на тщетные призывы председателя отряда «рассказать про минуту».

Так можно ли удивляться, что Коля и его товарищи казенщине и скуке подобных «мероприятий» предпочли живое, хорошее дело, унылой болтовне — активное участие в жизни! А покров тайны им нужен не только потому, что в тринадцать лет так сильна тяга к романтике, к необычному, таинственному, но и потому, что им, скромным, простым ребятам, органически противна всякая самореклама, шумиха:

 Люба. — Что же у вас,вроде тимуровской команды?

Маша. — Ну да.

Люба. — А тайна зачем?

Маша. — Без тайны какой интерес? У настоящего Тимура тоже тайна была, А сейчас разве тимуровцы? Принесут старушке ведро воды и скорей в «Пионерскую правду» пишут: «Смотрите, какие мы герои!».

Всего этого не может понять старшая пионервожатая Лидия  Михайловна, для которой существует только форма, только пункты плана и «галочки», от-мечающие их выполнение. Meчет громы и молнии против участников ТОТРа и председатель совета дружины Валерий Новиков, маленький бюрократик, мастер вести * собрания и бойко формулировать резолюции. Действительно же серьезной опасности, которая грозила Коле, ни тот, ни другая вовремя не заметили. А ведь если бы не товарищи, не Сергей Руденко, не Маша Канарейкина, Кольке, быть может, пришлось бы очень дорого расплатиться за дружбу с девятиклассником Исаевым, пытавшимся вовлечь его в темные дела.

Обо всем этом и рассказывает спектакль драматической студии Центрального детского театра. Режиссер-постановщик А. Эфрос вложил в свою работу много выдумки, остроумия, вкуса и — самое главное — искренней любви к Кольке и его верным друзьям. Совместно с художником Б. Кноблоком и коллективом исполнителей ему удалось создать живой, увлёкательный спектакль с первых же сцен покоряющий зрителей.

Задорно звучит озорная, ироничная музыка С. Прокофьева. Быстро сменяются декорации: сами действующие лица в течение нескольких секунд превращают сцену то в пионерскую комнату, то в спортивную площадку, то в отдаленный уголок школьного двора. И юные исполнители, еще вчера сами., десятиклассники, всего второй год ученики студии,, увлеченно рассказывают своим чуть-чуть более юным, чем они сами, зрителям о том, что одинаково близко им всем. О верности и дружбе. О чести и долге. О смелости и правде, всегда побеждающих трусость и ложь.

 И еще говорит этот спектакль о том, что уже на школьной скамье формируются те черты характера, которые в дальнейшем определяют облик человека,, что качества, которыми любуемся .или возмущаемся мы, дают себя знать очень рано. Каждому из сидящих в зрительном зале ясно, что из равнодушного ко, всем, кроме самого себя, Валерия Новикова (В. Ованесов) вырастет в будущем расчетливый делец-карьерист; что нелегчо придется в жизни трусишке Феде Дранкину (И. Фонин). Зато как горячо аплодирует зал прямой, решительной, честной Маше (И. Гулая), немного нескладному, растерянному, но всегда готовому вступиться за товарища Юре Устинову (В. Лакирев), пытливому, горячему, настойчивому Костику (Б. Захарова). Ну, а сам Колька (Г. Сайфулин), с его грубостью, несдержанностью, неустойчивостью? Думается, что и в нём каждый из зрителей отличит хорошее, искреннее, честное от наносного, случайного — того, что и сам Колька в душе не может не осуждать.

Трудно выделить кого-нибудь из исполнителей этих ролей — настолько достоверен, жизненно убедителен каждый образ. К чести молодых актеров надо сказать, что их игра выдерживает сопоставление даже с прекрасным исполнением «взрослых» ролей: Сергея Руденко (В. Калмыков) и его подруги Любы (Т. Надеждина), старшей вожатой Лидии Михайловны, тонко, в остро сатирическом плане сыгранной талантливой А. Дмитриевой, и особенно Анны Николаевны Новиковой (Л. Чернышева). Это новая удача актрисы, сумевшей в крошечной роли дать законченный портрет школьной «дамы-патронессы», снисходительно ласковой, обворожительно «демократичной», но лишенной элементарного чувства такта, уважения к человеческому достоинству...

Хороший подарок сделал московским школьникам Центральный детский театр. И пусть не волнуются чересчур осторожные педагоги. И автор, и участники спектакля проявили столько педагогического чутья, обнаружили такое большое чувство меры, что можно не сомневаться: юные зрители сумеют верно оценить поступки героев и сделать для себя правильные выводы из спектакля.

Н. Калитин

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.