(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО ЗНАТОКОВ
Историю российского общества можно излагать как историю полиции. Мысль принадлежит Владимиру Набокову.

Парадоксальное мнение. Однако, рискнем ему довериться и с такой позиции оценить изображение жизни и службы Петровки, 38, которым авторы занимались в сериале "Следствие ведут ЗнаТоКи".

По Набокову можно рассматривать его как документ эпохи, рассказ о докатаклизменно-перестроечном времени, когда, бесспорно, многое было очень худо; но порядочных людей почему-то было больше, финансово-политические бездари не расчленяли страну и не пускали народ по миру, уровень преступности позволял обывателю вечером ходить в гости, не слыша перестрелок и т. д. И когда симпатичные наши герои - следователь Знаменский, сыщик Томин и эксперт Кибрит честно работали, борясь со злом. А зрители развлекались (иные и увлекались) их приключениями, удачами, трудностями, поисками разгадок - всем, что заложено в перипетиях детективного сюжета. Так продолжалось без малого 20 лет.

Но...
После "Дела 22-го", которое все хвалили, телевидение "ЗнаТоКов" просто ликвидировало. Был почти готов следующий сценарий (о хищениях золота с приисков). На наш взгляд, и забористый, и психологически накаленный, и без "липы". И герои в нем поворачивались новыми гранями. Крепкий мог выйти фильм.

Но не успели сделать к сроку - срок был дан коротенький-коротенький. Попросили отсрочку на 10 (десять!) дней. Получили отказ. Без объяснений, без мотивировки. Мы настаивали, чтобы хоть со зрителями и героями поступили вежливо: объявили "Дело 23-е" прощальным, позволили персонажам раскланяться с публикой. Зная, что телевидение вечно нуждается в деньгах, официально отказались от гонорара за сценарий и фильм. Нет, нет и нет!

- И за что же с вами эдак-то? - спросите вы. Не знаем. Не знаем. Можем лишь строить гипотезы. Но вам их не навязываем: гипотеза всегда чревата ошибкой.

Цикл о "ЗнаТоКах" был первоначально затеян как милицейский многосерийник (выпусков на 5-6) в объединении "Приключения и фантастика". Со временем, когда оба эти явления стали явно обнаруживаться в повседневной жизни граждан, в наших сценариях сильнее зазвучали социальные мотивы. Телевидение желало актуальности.
Как бывшие журналисты авторы обладали интуитивным нюхом на больные места общества. Даже когда высасывали сюжеты из пальца, частенько попадали в "то самое".

Уж на что безобидна история воровства тканей на провинциальной фабричке ("Ушел и не вернулся"). А с точки зрения генерала МВД, нашего консультанта, обнародование ее могло кончиться крахом видного члена Политбюро, ибо именно при помощи такого сорта дела кто-то под него в ту пору копал. Постепенно стало чуть не нормой, что очередной выход цикла в эфир вызывал реагаж верхов. Через месяц после "Подпаска с огурцом" Совмин СССР принял долго тормозившееся постановление, ужесточившее инструкции о вывозе за рубеж художественных ценностей.

После "Из жизни фруктов" ТВ вдруг получило благодарственную Правительственную телеграмму, а Министерство финансов изменило порядок документации на овощных базах страны. Будто раньше люди не знали, что творится на этих базах и как там воруют! Кого не гоняли перебирать картошку с капустой?

Сценарий фильма "Он где-то здесь" повезли на дачу Генсеку Ю.В. Андропову. "Так резко еще рано", - вынес он приговор.
Пришлось вторую половину детектива изобретать и снимать наново, и зрителям преподнесли сей гибрид.
Редакция желала актуальности, но боялась неприятностей. Стало туго с выбором тем. Написали, к примеру, заявку о войне уличных молодежных банд за сферы влияния и пр. Куда-то телевизионщики с ней сбегали, провентилировали вопрос. Нет, говорят, не советуют. Не надо молодежь задевать, она наш резерв для Афгана.

Руководство ЦТ полностью сменилось. Сменился начальник и в нашей редакции. Уже при нем состоялась премьера "Мафии". Пресса, в целом всегда относившаяся к "ЗнаТоКам" благожелательно и со вниманием, "Мафию" одобрила. Борьба с наркобизнесом - благородно, нужно, своевременно! Поздравляли, желали дожить до пятидесятой серии...

Потом пронесся откуда-то сквознячок, похолодало. В "Мафии" ударный эпизод - организация подпольной лаборатории для изготовления наркотиков (на базе фабрики, перерабатывавшей коноплю). Синхронно с премьерой Председатель Совмина СССР подписал секретный приказ о создании - тоже подпольного - цеха наркотиков под "крышей" фармакологического предприятия. (Вечная наша "удача"!). Сырье в цех поступало из-за рубежа, продукция вывозилась под вымышленными названиями. Навар с тайного производства имели (на самом предприятии) лишь директор и один доверенный человек. Остальные громадные деньги шли вероятно, на укрепление народного хозяйства? Скандал разразился, когда за границей арестовали тамошних поставщиков тутошнего цеха. (Сообщение радио "Свобода" 26 марта 1993 года).

Эх, обещали мы не навязывать гипотез - а против воли не удержались. Простите великодушно. Может, все развивалось совершенно иначе. Занесло как-то. Ведь если оглянуться назад, много и хорошего вспоминается.

Первоначальный энтузиазм редакции при каждой новой серии, взаимная любовь, радостные празднования премьер, неведомая прежде и привлекательная для нас актерская среда. Конечно, отношения не всегда складывались идиллически. Наступали периоды спадов, несогласий, конфликтов. Но общая работа скоро мирила и возвращала дружбу.

Только вот на актерской почве упорно шныряли между нами черные кошки. Режиссер признавал лишь тех актеров, с которыми уже общался (а круг их был весьма органичен). Звезд терпеть не мог и даже боялся.

Мы же в актеров заранее влюблялись, придумывали роли на такого-то или такую-то и жутко разочаровывались, созерцая на экране не их, а персонажей, умерщвленных серенькими исполнителями. Ну, и "качали права". Молодые были, нахальные.

Не всех получили, кто нам снился. Но все-таки сыграли в "ЗнаТоКах" М. Булгакова, В. Васильева, Л. Чурсина, И. Саввина, Н. Гундарева, М. Неелова, Л. Федосеева-Шукшина, Г. Менглет, А. Кайдановский, А. Джигарханян, Н. Караченцов, В. Кенигсон, Л. Броневой, А. Пороховщиков, Л. Марков, Л. Куравлев, Г. Соколовский, В. Самойлов, Л. Дуров, В. Носик, О. Борисов, В. Ромашин и еще многие, многие, за, кого ей-ей стоило поругаться.

Всем им искреннее спасибо.

И земной поклон заглавной тройке: Георгию Мартынюку, Эльзе Леждей и Леониду Каневскому. Двадцать лет они тащили на себе цикл, буквально разоряясь, потому что цикловых артистов запрещено было занимать в других фильмах. А съемочные ставки их в "ЗнаТоКах" выражались... Нет, язык не поворачивается назвать суммы.
Унизительно.

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.