(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО?
Ещё в 1929 году Виктор Шкловский, восхищаясь успехом рассказов Зощенко, сравнивал популярность с поездом, набирающим скорость. Не берусь гадать, были ли знакомы строки прозорливого литературоведа сценаристам и режиссёру картины "На ясный огонь", но они знали наверное, что читательская любовь способна мгновенно превратиться в кинематографическую любознательность, едва только в анонсе фильма упомянут фамилию - Зощенко. И зрительские сердца дрогнут и "На ясный огонь" пойдут семьями, будут отличать его от других премьер недели, памятуя о своих литературных пристрастиях. Впрочем, кинозавсегдатаи могут опровергнуть мои рассуждения, сказав не без основания: «Зрители пойдут на Доронину!» И я не стану возражать. Зрители действительно пойдут на Доронину, если актриса играет главную роль. Каждого из этих двух имен вполне достаточно чтобы еще задолго до выхода привлечь к фильму прочное внимание зрителей, которые начнут предвкушать нечто доселе невиданное, едва узнают о запуске картины в производство. А когда прочитаешь фамилии, ранные шрифтом помельче: Е. Евстигнеев, Р. Быков, В. Самойлов, Л. Дуров, А.Лазарев,— то быстро сообразишь, что создатели фильма рассчитывали не на обычное зрительское внимание, а на некую суперпопулярность, непременно включающую в себя длинные «хвосты» у билетных касс... Го уже в середине фильма невольно рождается вопрос: «А зачем все это?» Зачем нужно было тревожить память прекрасного писателя, приглашать известных артистов, держать наездников и лошадей, рисовать декорации..? И для того, чтобы понять, чем стал и чем не стал фильм, для того, чтобы полнее осмыслить замысел его создателей и рассеять невольно зародившиеся в зрительном залe сомнения,— захотелось взять с полки книгу, «зачитанную до дыр» еще в отрочествe... Повесть М. М. Зощенко «Возмездие», в которой рассказывается о судьбе Анны Лаврентьевны Касьяновой, о пути в революцию бывшей батрачки и горничной, участвов во II съезде Советов, ставшей кавалером боевого ордена Красного Знамени за мужество, проявленное в годы гражданской войны (она была разведчицей, пулемётчицей, командиром санитарного поезда, выполняла ответственное задание командования в захваченном белогвардейцами Крыму), а впоследствии работавшей в завкоме одного из ленинградских заводов,— написана в 1936г. К этому времени писатель был не автором не только блистательных юмористических рассказов, в которых получил своеобразное отражение обывательский быт первого десятилетия Советской Республики (этой, на известной части его творчества по интересный сборник, выпущенный изда! вом «Acadеmia» в 1928 году), но и создатель философской прозы, эссе, очерков. Его творческий облик был иным, нежели в двадцатые годы: изменились герои, проблемы, об{ строй произведений. Он стал писать и суше, сохранив при этом виртуо мастерства и емкую наполненность £ Исчезла та «общительность» (термин Щ мова), которая составляла некую скую подпочву ого юмористических зов и обусловливала широчайшее их рас ранение. Зощенковские рассказы 20-х это театр одного актера, они как бы лагают рассказчика, собеседника, неккв| тейский доверительный контакт, вне ко невозможно проникновение в их мир, по ние их сути. Они впитали традиции pj устного рассказа, которые были бле сконцентрированы в творчестве Прова ского и Горбунова. Зощенко, связав лхС( литературной культурой, постоянно вал читателю их изначальную изус Сама литературная демонстрация этой ности и рождала особый, зощеяко! эффект письма. Герой-рассказчик не ц отдельного авторского представления нибудь вроде этого: «Мне рассказал эту рию дворник лет тридцати, мрачный, болосый»... и т. д. и т. п.), он всегда' психологическую самохарактеристику, рая содержалась не в подробном пове
Михаил Швыдкой

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.