(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
  Рецензии
НАШЕЙ СТАЕ НЕ ДО ТАНЦЕВ.
ВЕСЬЕГОНСКАЯ ВОЛЧИЦАОтношения человека с волком, как правило, складываются весьма сложно - зато поставляют благодатный материал для творчества. Фильм Николая Соловцова, снятый при живом участии настоящих хищников, демонстрирует свежую версию того, насколько тщетны попытки охотника приручить добычу.

Если не брать в расчет разнообразную мистику про оборотней, то восприятие "волчьей" темы в искусстве проистекает из всем известных образчиков: Лобо, Белый Клык, воспитатели Маугли, эпизод с голым Кевином Костнером из "Танцев с волками", душераздирающая песня Высоцкого про красные флажки и про кровь на снегу. Флажки в "Весьегонской волчице", кстати, будут - но только волки, объекты охоты, их преспокойно перепрыгнут и удерут, так что даже непонятно станет, что такого драматичного в натянутых меж деревьями веревках с красными лоскутками.

Картина, снятая по мотивам повести Бориса Воробьева, может озадачить зрителя околоэкологическими и даже философскими вопросами. Например, что вообще человеку нужно от волка? Шкуру - это было бы слишком просто. К преследованию волка человек упорно примешивает психологические проблемы: власти, соперничества, мести (за какую-нибудь загрызенную овцу), словно волк из всех зверей для единоборства - наиболее подходящий человеку по весовой категории. Может, играет роль обманчивое внешнее сходство с лучшим четвероногим другом, собакой, коей привыкли командовать. В случае с овцами вот только как-то странно получается: допустим, задрал волк домашнюю скотину - так уж такова его природа. Отчего, в самом деле, рядовая особь из стада вдруг приобретает для человека такую ценность, что становится безусловным оправданием для травли вольного хищника?

Весьегонская волчицаГлавный персонаж картины, деревенский охотник Егор (Олег Фомин), пошел на конфликт и с природой, и с людьми. После долгих мытарств заполучив волчицу, не добил ее, а приволок, подраненную, домой, выходил и посадил на цепь в будку. О мотивах столь неординарного поступка остается лишь догадываться, волею авторов фильма Егор ведет себя растерянно и непоследовательно, что сюжетную интригу просто убивает. Правда, становятся понятными недовольство односельчан и протесты жены охотника.

Зверей режиссер Соловцов показывать умеет: много работал с братьями меньшими и в игровом, и в документальном кино. Актер Олег Фомин несколько месяцев учился общаться с волками, трое из которых в разных эпизодах изображали его экранную партнершу. Причем один клыкастый четвероногий Фомина-таки укусил, но, насколько можно судить по предпремьерным встречам съемочной группы с публикой и прессой, в волка, как Джек Николсон после укуса в известном американском фильме, актер не превратился.

Отсутствие накала страстей в "Весьегонской волчице" потому огорчает, что уж больно выигрышным и стильным получился антураж. Любопытно, что деревня в фильме Соловцова сознательно лишена примет времени. Ни по одежке, ни по бытовым деталям, ни даже по окружающему пейзажу нельзя точно установить, что перед нами за эпоха. О смене времен года можно судить лишь приблизительно. Оттого история выглядит вроде бы современной, но при этом свободной от привязок к какому-либо социальному контексту. Кадр отнюдь не приобретает налет лубка или ретро из-за того, что очищен от достижений технического прогресса (за исключением пары снегоходов в одном из эпизодов охоты). Эх, здесь бы человеческим характерам во всю глубину и ширину развернуться. Но - приходится довольствоваться сдержанными проявлениями эмоций, даром что актерский ансамбль "деревенских" подобрался достойный: Владимир Гостюхин, Лев Дуров, Лев Борисов, Елена Дробышева. Сельская жизнь в картине организована вполне умно и правдиво (разве что экранные крестьяне не матерятся).
А то, что создатели картины не внесли ясности в вопрос взаимоотношений людей и волков, так за внятностью всегда можно обратиться к многочисленным народным "околоволчьим" пословицам и поговоркам.
Екатерина Чен.

>> Возврат в раздел Рецензии на LevDurov.Ru.