(c) Официальный сайт Льва Дурова - LevDurov.Ru.
Роли в кино и на ТВ
«КАЛИНА КРАСНАЯ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1973СССР, МОСФИЛЬМ, 1973 25 марта 1974 Эта картина Василия Шукшина — крайне редкое жанровое исключение в советском искусстве, где все трагедии должны были быть непременно «оптимистическими». Это рассказ о человеческой душе, о том, «как не устроена она в жизни, как мается и ищет своего места». Ибо в «Калине красной» угадан сквозной, хотя чаще всего скрытый мотив советского кино — «свой среди чужих, чужой среди своих», который решался преимущественно в социальной плоскости, когда чуть ли не вся нация принадлежала, если не к прошедшим лагеря или к родственникам тех, кто сидел, так обязательно к разнообразным «перемещенным лицам», завербованным, мигрантам и «лимитчикам». Почти все переезжали вынужденно или по зову сердца с места на места по большой, необъятной стране, оказывались в положении перекати-поля, пытающихся приспособиться, прижиться в чужой среде. До «Калины красной» творчество Шукшина в литературе и кино нередко понимали с точки зрения навязчивого противопоставления города и села, урбанистической безликости, бездуховности, оторванности от корней — и деревенской естественности, человеческой индивидуальности, глубинной связи с родной землей. И только в «Калине красной» этот конфликт понят на трагическом общенациональном, «всесоюзном уровне» — дело отнюдь не в том, что несостоявшийся крестьянин стал вором-рецидивистом, покинув свой дом, предав мать, существуя без семьи, один-одинешенек, гол как сокол. Словно вся страна, составлявшая тогда шестую часть Земли, оказалась в ситуации «вечного неприкаянного странника», не зная, где прибиться, с кем породниться, как найти успокоение своей мятущейся души, которая вряд ли хочет только лишь загула, «забега в ширину», но в большей степени страждет припасть к утраченным основам бытия. «Калина красная», поставленная режиссером в возрасте 44 лет, самый исповедальный и художнически автобиографичный фильм Шукшина, никак не вписывающийся в рамки удушающего застоя. Не случайно картина начинается со сцены выступления тюремной самодеятельности — хор заключенных задумчиво и сосредоточенно выводит песню о том, как «много дум наводит» вечерний звон. Легче всего посчитать, что бывший уголовник Егор Прокудин, выйдя из тюрьмы, хочет замолить прежние грехи и начать новую жизнь в «краю родном», прикипев душой к хорошей женщине Любе Байкаловой, с которой познакомился по переписке, а вот прежние дружки упорно не отпускают его и назло устраивают бандитскую поножовщину. Но ведь это не «криминальная драма» и даже не мелодрама, сдобренная неожиданно комическими сценами. Я в Германии ставил "Энергичных людей". Это очень забавно, когда приезжаешь в Европу с Шукшиным. Я привез с собой те кусочки из "Калины красной", которые выбросила цензура, - она по картине хорошо прогулялась. Собрались немецкие актеры, с которыми я должен был работать. А после показа ко мне подошел один немец, который играл простого человека, попросил: "Объясните мне: великий русский писатель Шукшин. А его мама стоит с инеем на лице, с ведрами на коромысле. Я сам из деревни - знаю, сколько ей придется их нести. Что это такое?" Я ему ответил - это Россия. Он понял и играл лучше всех. Просмотр фильма "Калина красная" >> Возврат в раздел Роли в кино и на ТВ на LevDurov.Ru. |