На главную


СЛОВА ДЛЯ СУПЕРШЛЯГЕРА

10 октября на площади Маяковского опять снимали проход Кольки и Сашки по улице. А в это время Геннадий Шпаликов сидел неподалеку, в ресторане «София», и сочинял слова легендарной песни «А я иду, шагаю по Москве...». Музыку к этому шлягеру всех времен написал ленинградский композитор Андрей Петров. Однако музыка была написана, и стихи никак не получались. А они нужны были немедленно, поскольку в ближайшие дни должны были начаться съемки в метро и герой Никиты Михалкова должен был исполнять эту песню, поднимаясь по эскалатору.

Между тем в тот день Шпаликов пришёл на съёмочную площадку, чтобы... выпить. Он знал, что съёмочной группе выдали зарплату и хотел вместе с Данелией и оператором Юсовым посидеть в ресторане. Но те, взобравшись на козырек «Софии», ждали вечернего режима. Увидев Шпаликова, Данелия поинтересовался: «Слова написал?» — «Нет», — развел руками Шпаликов. «Тогда пиши», — приказал ему режиссер. «Что?» — Шпаликов не расслышал слов из-за проезжавшей мимо машины. Тут Данелия взял в руки мегафон и закричал чуть ли не на всю площадь: «Слова, говорю, сочиняй!» — «Первая строчка уже есть», — сообщил ему Шпаликов и*продекламировал: — «Я шагаю по Москве, как шагают по доске...» — «Не пойдет, — замахал руками Данелия. — Эти стихи на музыку не ложатся. Сочиняй новые. Если не сочинишь, в ресторан не пойдем». Последняя угроза сильнее всего подействовала на Шпаликова, и он ушел в ресторан сочинять новые слова.

Он объявился через несколько минут и снова заорал на всю площадь: «Я иду, шагаю по Москве, и я пройти еще смогу Великий Тихий океан, и тундру, и тайгу». Данелия в ответ: «Лучше «а я...» — «Что «а я»? — не понял Шпаликов. «По мелодии лучше «а я иду, шагаю по Москве»! — «Ну, пусть будет «а я», — махнул рукой Шпаликов и отправился сочинять следующий куплет. За следующие полчаса он сочинил их еще два. А потом Юсов снял то, что нужно, и съемки закончились. Продлись они чуть дольше, куплетов в песне могло быть больше.

11 октября Стеблов отснялся в нескольких эпизодах (проход по улице, в отделе грампластинок), а на следующий день отправился вместе со своими однокурсниками по «Щуке» на овощную базу. Поскольку все они тогда были молодые, стали дурачиться: кидались друг в друга картошкой. Стеблов в этих играх не участвовал, но, по закону подлости, досталось именно ему: одна картофелина угодила ему точно в губу. Через несколько минут губа так распухла, что без смеха на парня нельзя было смотреть. В итоге сниматься он сможет только через десять дней.

14 октября съемки переместились под землю — в столичный метрополитен имени Ленина. В тот день с часа ночи до четырех утра на станции «Университет» сняли несколько сцен где Володя, Колька и Алена прощаются друг с другом. На следующий день сняли финал: Колька идет по вестибюлю и поет песню «А я иду, шагаю по Москве...». Кстати, первоначально финал хотели снимать на открытом воздухе. Но в тот день погода выдалась пасмурная и эти кадры перенесли под землю.

16 октября сняли сцены прощания Володи, Коли и Алены, а на следующий день досняли финал: Колька поднимается по эскалатору и поет свою песню. На этом месте читатель вправе решить, что съемки фильма благополучно завершились: финал ведь. Ан нет. В кино заключительные сцены могут снимать чуть ли не в первые дни съемок. В нашем случае было чуть иначе: финал сняли за полтора месяца до конца съемок.

18 и 21 октября в метро досняли еще несколько сцен, после чего группа опять перебазировалась на студию. 23 октября во 2-м павильоне начали осваивать декорацию «квартира Кольки», чтобы начать снимать эпизоды из начала фильма (приход Володи к Кольке). Однако 25 октября, когда съемочная группа прибыла к месту работы, внезапно позвонил Никита Михалков и сообщил, что он заболел — простудился. И к съемкам он смог приступить только три дня спустя. 28—29 октября этот объект был закончен.

30 октября еще не готовую картину затребовал к себе генеральный директор «Мосфильма». Посмотрев материал, он высказал весьма существенные претензии к материалу. В частности, он спросил: «О чем фильм?» — «О хороших людях», — ответил Данелия. «Этого мало. Нужен эпизод, который уточнял бы смысл». И Данелия со Шпаликовым пришлось ломать голову, придумывая такой эпизод. Думали они день, но так ничего и не придумали. А на следующие сутки они отправились в роддом, чтобы забрать-вттуда жену Шпаликова актрису Инну Гу-лая, которая несколько дней назад родила дочку Дашу. Всю дорогу туда они продолжали спорить, придумывая новую сцену, спорили и возвращаясь обратно. Дома у Шпаликова, пока все родственники умилялись новорожденной, сценарист и режиссер продолжали обсуждать новые варианты сцены. Им сделали замечание. Тогда Данелия увел Шпаликова на лестничную площадку, прихватив с подоконника коробку из-под торта. На этой коробке и была написана знаменитая сцена, которая вошла в картину — сцена с полотером. Эту роль блистательно сыграет Владимир Басов, о чем речь еще пойдет впереди.

I ноября в павильоне №2, в декорации «квартира Коли» был переснят ряд сцен в эпизоде, где Володя приходит в гости к Кольке и знакомится с мамой (Любовь Соколова) и сестрой (Ирина Мирошниченко) последнего.

I1 ноября оператор фильма Вадим Юсов выехал на Садовое кольцо, чтобы снять фоны города. Это были последние натурные съемки в картине, после чего группа засела на студии. 12 ноября в 6-м павильоне сняли всего лишь один кадр в декорации «отдел пластинок». Первоначально эти сцены предполагалось снимать в естественных интерьерах — в ГУМе, — но потом Данелия пришел к мнению, что на студии это сделать будет гораздо удобнее: ни толкучки тебе, ни зевак. 18 ноября съемки возобновились. На этот раз группа работала уже в другом павильоне — 9-м, где руками декораторов был выстроен объект «Зеленый театр». Это там Колька участвует в соревнованиях по рисованию и побеждает, быстрее всех нарисовав лошадь. Именно в тот день на съемочной площадке в первый и в последний раз появилась Инна Чурикова. Тот крохотный эпизодик, который она сыграла в фильме, стал ее первой крупной ролью в отечественном кинематографе.

19 ноября съемка не состоялась из-за болезни Локтева. Группа занималась монтажом фильма.

20 ноября в том же павильоне сняли несколько кадров из объекта «ЦПКиО» (грабитель лезет в сумочку женщины и др.). Два следующих дня в 6-м павильоне снимали сцены «в отделе пластинок».

25—27 ноября в 4-м павильоне снимали сцену «с полотером». Как мы помним, эту роль блистательно сыграл Владимир Басов. Причем, попал он в картину случайно: Данелия никак не мог найти подходящего актера на эту пусть эпизодическую, но очень важную роль, как вдруг встретил в студийном коридоре Басова. И чуть ли не силком затащил его в павильон.

Ф. Раззаков. Главы из книги "Наше любимое кино. Интриги за кадром." Алгоритм.2004.

 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова