На главную


МИХАИЛ РОММ РАССКАЗЫВАЕТ...

"9 дней одного года" — картина, рассказывающая о работе советских фнзнков-атомщиков. Но для нас история научных поисков Гусева была как бы внешней стороной сюжета. При всей важности проблемы, стоящей перед советскими учеными в мирном освоении атома, это был лишь материал для создания характеров наших современников — людей творческого труда, типичных представителей советской интеллигенции.

Мы хотели в своей картине раскрыть отношение этих людей к жизни, к работе, к злободневным вопросам современности.

Во всех областях науки, творчества, вокруг нас мы наблюдаем людей, целиком и без остатка отдающих себя, свою жизнь любимому делу. Поэтому прототипами наших героев не являются конкретные физики. Нет. Черты их характеров мы увидели у разных людей в разных областях современной действительности. И самым важным для нас было проанализировать в фильме движение мысли. При этом, конечно, в картине есть и личная драма, и сложные перипетии, и эмоциональный накал. Однако развитие, движение мысли было для нас настолько важным, что даже в построении характеров героев мы исходили не столько из их поступков, сколько из того, о чем и как думают эти люди. Весь конфликт фильма построен на столкновении разных образов мышления, и картина в целом представляет собой как бы спор по-разному настроенных и по-разному думающих людей. Мы хотели говорить со зрителем о нашем времени во всем его величии и во всей его сложности, о его проблемах устами ученых — героев фильма. Это внутренняя задача всей нашей работы. Нам пришлось пройти некоторый самообразовательный курс, чтобы понять, над чем же работают современные физики. Мы постарались показать атмосферу поисков, поведение ученых, усвоить их терминологию.

Трудно было изобразить и обстановку, потому что современная физика — это гигантская физическая индустрия. Когда мы увидели лабораторию, в которую входит паровоз и несколько вагонов с оборудованием, узнали, какое количество людей обслуживает современный опыт, мы были потрясены. Что такое физический опыт сегодня, трудно себе представить. В фильме показана только крупица обстановки. Мы снимали многие объекты в подлинных институтах, но кое-что подстраивали и у себя. Физики помогали нам чрезвычайно много. При просмотре, к нашему восхищению, между двумя академиками даже возник спор: в каком именно институте снималась пультовая, коридор и т. д. Это нас очень порадовало, потому что пультовая и коридор снимались не в институте — мы построили их на «Мосфильме».

Кстати, характер главного героя, физика Гусева, многие черты его биографии поразительно совпали с чертами одного молодого ученого. Мы были поражены, что придуманный нами человек оказался реально живущим и работающим в реальном институте.

Концовка фильма родилась очень сложным путем. Мы не были довольны финалом сценария, и все стали придумывать варианты конца. Баталов предложил написать лирическую записку и послать ее ждущей в коридоре больницы Лёле. Храбровицкий возразил, что лирической записка быть не может — нужно писать шутливую. Я написал её и нарисовал трех человечков.Произошло это в самый последний съемочный день, минут за 15 до конца смены. Записку снял оператор — и картина была закончена. Мне кажется удачей, что картина кончается запиской, которая заставляет задуматься.

Михаил Ромм
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова