На главную


НАШ СОВРЕМЕННИК

Есть фильмы которые оставляют глубокий след в сознании человека. Проходит много времени, а зритель еще хорошо, отчетливо помнит героев картины и волнующие события, увиденные на экране. К таким произведениям киноискусства несомненно относится и новый художественный фильм «Девять дней одного года». Он посвящен советским ученым, чьи вдохновенные искания и великие подвиги, знаменующие торжество разума, изумляют весь мир. Властелины космоса, покорители атома, творцы технического прогресса - люди нашей науки, воспитанные партией, верно служат своему народу, строящему коммунизм.

Фильм этот рождает светлые чувства, учит жить и работать, ярко и убедительно пропагандирует высокие идеалы нового человека. Именно в этом, прежде всего, ценность новой картины, выпущенной «Мосфильмом». Зрители встретились на экране с умными и интересными героями — нашими современниками. Их характеры, хотя и разные по своему складу, роднят самые драгоценные человеческие качества — самозабвенная преданность делу, любовь к творчеству, большая, закаленная в труде воля, гуманность.

О своем главном герое авторы фильма говорят: «Если бы человечество состояло из Гусевых... Если бы оно состояло из Гусевых!» Эти слова с полным правом можно было бы сделать эпиграфом всей картины. Да, душевная красота Гусева пленяет зрителя. Этому молодому ученому-физику присущи не только черты настоящего, в его характере есть и признаки будущего. Разумеется, невозможно сейчас со всей определенностью сказать, таким или несколько иным, будет гражданин коммунистического общества. Но во всяком случае бесспорно, что Гусеву уже теперь свойственны многие нравственные принципы, определяющие чудесный облик нового человека. Он незауряден во всех отношениях, стоит вровень с достижениями своей ЭПОХИ, не представляет себе жизни вне творчества и, решая сложнейшие научные проблемы, действует самоотверженно, подчиняя всё достижению благороднейшей цели. Буквально все, даже то, что дается человеку один раз - жизнь.

В картине проходит галлерея образов ученых-физиков. И для них типичны многие особенности характера Гусева. Широк круг их интересов. Они увлеченно говорят о сугубо научных проблемах — философских, астрофизических, глубоко понимают музыку и поэзию, тонко чувствуют красивое в природе, умеют любить и бороться. Это большие коллективисты. У них нет слова «я», есть — «мы».

Развитие сюжета в фильме «Девять дней одного года» сопровождается глубоким раздумьем героев о жизни и о будущем, о войне и мире, о любви и дружбе. В картине нет пустых фраз. Говорят ли герои о любви, философствуют ли о войне и физике, проводят ли опыт в лаборатории, спорят ли на свадьбе о полетах в глубины Галактики, все это будит мысль, зовет к творчеству, к активному участию в коммунистическом строительстве.

Нет необходимости пересказывать сюжет фильма, где главное — не действие, а мысль, отношение советских людей к жизни и труду. Герой фильма ученый-атомщик Дмитрий Гусев вслед за своим учителем-профессором Синцовым подвергает себя смертельной опасности во имя науки. Но он глубоко счастлив, потому что знает — это нужно не только ему, а всем людям.

Его друг, тоже ученый-атомщик, Илья Куликов талантлив и умён, как Дмитрий, но совсем не похож на Гусева. Несколько противоречивы его скептические рассуждения о судьбах человечества, овладевшего атомной энергией; путаны его мысли о базисе коммунистической формации. Конечно, такие нецельные и несобранные люди, как Илья, есть в нашем обществе, но авторы фильма должны были более четко определить свое отношение к ним. Вряд ли можно считать полной такую не очень внятную характеристику Куликова в словах Гусева: «Знаешь, Илья, смотрю я на тебя и завидую: надо быть очень благополучным человеком, чтобы позволить себе роскошь так мрачно смотреть на мир. Видимо, хороши у тебя дела!». Может вызвать возражения и любовная линия фильма. Некоторые поступки жены Гусева — Лёли, как нам кажется, психологически не оправданы. Но вряд ли следует детально разбираться в этом вопросе. Не он определяет центральную тему картины.

Роли главных героев — Дмитрия Гусева, Ильи Куликова и Лели хорошо сыграны молодыми талантливыми актерами Алексеем Баталовым, Иннокентием Смоктуновским и Татьяной Лавровой. Есть в фильме и другие актерские удачи... Причем роли, как правило, небольшие, но стоит артисту произнести одну—две фразы, и зритель понимает человека до конца. Разве забудешь профессора Синцова (артист Н. Плотников) и его жену Машу (артистка А. Войцик) в начальных драматических эпизодах. Или старика Гусева (артист Н. Сергеев) в волнующий прощальный час ночного доверительного разговора с сыном. Отлично провели роли двух постоянно спорящих молодых физиков артисты М. Козаков и Е. Евстигнеев.

Строго реалистично и в то же время романтично, снят фильм талантливым оператором Г. Лавровым. Но главная заслуга в создании такого замечательного, новаторского - во всех отношениях киноповествования о наших современниках принадлежит Михаилу Ромму - одному из выдающихся деятелей советского кинематографа. Он несёт с экрана людям большое слово, проникнутое глубокими идеями и жизнерадостными чувствами. Его искусство оптимистично, оно окрыляет людей, зовёт быть такими как Дмитрий Гусев, хороший советский человек, отдающий весь свой разум, все силы, всю жизнь построению коммунистического общества.

И. Михайлов.
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова