На главную


КОММЕНТАРИЙ К СУДЬБЕ КЭТ

До начала последней, 12-й серии, оставалось несколько минут. За это время выяснилось, что хотя стереоустановка и граммофон в комнате — увлечение не ее, а мужа, Андрея Миронова, артиста Театра сатиры, но и Катя Гргдова в детстве «лет восемь бренчала на фортепьяно». Тек что некоторое сходство между актрисой и разведчицей-пианисткой прослеживается не только в имени (Катя — Кэт) и в возрасте (на экране 24 года и в жизни 24), но и в музыкальном образовании, и во владении иностранными языками. Катю с 4 лет учили английскому, а затем немецкому. Поэтому в ГДР они объяснялись с артистом Отто Меллксом — солдатом Гельмутом—то на русском, то на немецком и вполне понимали друг друга.

«Прослушайте краткое содержание предыдущих серий..», — сказал диктор TV.

— Я очень люблю последние три серии, — сказала Градова, — и они же были для меня самыми трудными, С детства панически боюсь высоты, когда влезаю на стул — и то голова кружится,. а помните сцену в колодце? Снимали в павильоне. Колодец построили — метров 10 глубиной,не меньше, скобы шатаются больше, чем настоящие, а тут , живые дети на, руках: Володя и Леночка, беленькая такая, как зайчик. Я никогда физически особенно сильной не была, а тут двое крох на руках... На экране Кэт в колодце минут десять стоит, а дублей-то подряд снимают много, не один час прошёл.,. .

Штирлиц и Кэт -на погранпункте. Гитлеровец придирчиво рассматривает их паспорта... .

— Снимали в Саксонской Швейцарии. Стоял прелестный день, ярко светило солнце, настроение было прекрасное, и волноваться совсем не хотелось...

Штирлиц очень спокоен. Кэт заметно волнуется...

—Сегодня утром меня в магазине женщины узнали и говорят: «Господи, до чего же вы на заставе сильно волновались. Вас же могли схватить...».

Я согласна, что в жутких ситуациях Кэт не терялась, но, когда, уже почти все позади, нервы, естественно, не выдержали. Она же не железобетонная, и потом, если бы она не волновалась, то вряд ли бы в конце фильма вы поверили в ее седину, и вряд ли у вас создалось бы впечатление, что разведчик ходит по лезвию..,

Кэт — не Исаев-Щтирлиц. Она, молодая женщина, оказывается на такой «работе», какую даже невозможно себе представить сейчас. Вспомните название фильма. Героизм советских разведчиков тоже складывался из разных мгновений. И, возможно, именно такие моменты минутной слабости помогают нам хоть чуть-чуть ухватить суть этой профессии, проникнуться судьбой этих мужественных людей, на многие десятилетия оторванных от нашей Родины, работающих ради ее счастья, ради ее будущего.

Фашист поднимает глаза на Штмрлица, -на Кэт и... козыряет.

— В этот момент наш режиссер Татьяна Михайловна Лиознова как раз тоже посмотрела на «гитлеровца» и закричала: «Да ведь он вылитый Геринг, если снять с него очки!». И этот актер сыграл у нас в фильме еще и Геринга, помните в первых сериях...

Машина отъезжает от заставы. Кэт рыдает — сказывается перенесенный шок....

— Это единственное место, где мне ..позволили «сорваться» и рыдать вовсю. Даже в той сцене, когда мучают ее ребенка, мне все время хотелось плакать. А Лиознова говорила: «Слёз вообще быть не может. У Кэт должны быть трудные слезы...».

Машина стрелой летит по шоссе. Кэт успокоилась, щурит глаза и с усилием смотрит на Штирлица.

—Сейчас у Кэт просто слипаются глаза от усталости, а вы заметили, что и раньше Кэт щурилась? Я заразилась этим от Лиозновой. Она тоже всегда так смотрит. Дело в том, что глаза, обремененные мыслью, не могут быть широко раскрыты. Нет, я не щурилась, это неточное слово, я прикрыла глаза — сосредоточилась. И от этого стала думать, а не изображать...

Кэт склоняет голову иа плечо Штирлица.

--Я и в самом деле все время чувствовала плечо Вячеслава Васильевича. Он знал, что я снимаюсь впервые, и помогал мне, был очень заботливым.

Штирлиц говорит: «Ты устала, девочка. Спи спокойно, все страшное уже позади».

—-Действительно, за два с половиной года съемок бывало, когда мы буквально падали с ног. Но стоило взглянуть на Лиознову — она не позволяла себе даже присесть на стул во время съемок, езжала только актеров, — и мы снова шли на съемочную площадку. Она учила нас мужеству... Простите, я еще не видела этой сцены...

Вокзал. У перрона стоит поезд «Берн — Париж». Штирлиц сидит в привокзальном кафе и даже не глядит « сторону молодой, изящно одетой дамы, чье лицо спрятано под вуалеткой.

— Снимали на Рижском вокзале... Эта сцена — как вариант встречи с женой. Та же ситуация. Прощание на расстоянии... Как мне хотелось выглядеть здесь красивой!..

Перед началом съемок мне принесли ворох изящных, элегантных плащей, пальто, платьев, они мне так нравились. Но Лиознова выбрала самое простое пальтишко с беретиком и только в этой сцене разрешила приодеться более или менее. Сейчас-то я понимаю, что все это играло на образ... А что было с гримом!

Аллен Даллес раскуривает трубку..

—Ну вот, Шалевич — единственный актер, на. котором масса наклеек. Его даже не узнают... А мне Татьяна Михайловна все время говорила: «Меньше грима, меньше подводить глаза...». Существует легенда про режиссеров, что они вездесущи, но у нас-то и в самом деле было так. Лиоэнова сама садилась за камеру — выбирала «точки», сама посыпала мое пальто пылью в эпизоде «Подвал», сама мне шиньон растрепывала...

Неожиданно в квартире раздается телефонный звонок. Комментарий прерывается. Через некоторое время Градова, улыбаясь, возвращается к телевнзору-

— Сейчас мне позвонила какая-то женщина и говорит: «Я не могу так больше. Скажите, чем кончится. Он не погибнет?» Я успокоила ее как могла. А она опять говорит: «Я думаю с ужасом, что будет, когда и эта, последняя серия кончится. Я так к вам всем привыкла...» Хорошо ей, она у экрана провела 12 часов, а каково нам? Ну, в сентябре мы еще поедем с Татьяной Михайловной на КамАЗ, а потом? Я так мечтаю сняться у нее снова)

На экране вспыхивает надпись: «Конец».

—Наверное, вы сжились и с самой Кэт. Так что вам будет несложно представить, как бы вы, Екатерина Градова, поступили на ее месте.

— Наверное, все сделала бы так же. Только... Пожалуй, если бы не было бомбежки и сотрясения мозга, не закричала бы при родах...

— Уверены?

— У меня совсем маленькая дочка...

Н.Гнатюк
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова