На главную


ЮРИЙ КАРА: "Я НЕ РИСКНУЛ ПОВИСЕТЬ НА КРЕСТЕ"

Эксклюзивное интервью режиссера легендарной «полочной» версии «Мастера и Маргариты»
Почти полтора десятка лет добирался до экранов фильм «Мастер и Маргарита». Его снял в начале 90-х режиссер Юрий Кара («Завтра была война», «Воры в законе», «Пиры Валтасара»). Но из-за конфликта с продюсерами первая в России экранизация великого романа Булгакова была положена на полку, а вернее, запрятана в сейф. И вот в рамках недавнего Московского международного кинофестиваля состоялась долгожданная премьера. Показ был единственным, полуночным, ажиотаж страшным, меры безопасности в кинотеатре «Октябрь» повышенными. Из соображений, которые будут объяснены ниже, просмотр объявили не премьерой фильма, а показом «рабочих материалов».
Что сказать? Авторская версия продолжительностью 3 часа 20 минут оказалась сокращена до 2 часов. Фильм, на мой взгляд, любопытный, несколько наивный и простоватый, неровный, какие-то куски выпадают, какие-то стыки немотивированны, действительно, «материалы». Но витает булгаковский дух, а отдельные эпизоды блестящи, скажем, встреча Воланда с Бездомным и Берлиозом на Патриарших и диалоги Пилата с Иешуа. Каре удалось собрать выдающийся актерский со-став. Воланд – Валентин Гафт, Мастер – Виктор Раков, Маргарита – Анастасия Вертинская, Коровьев – Александр Филиппенко, Понтий Пилат – Михаил Ульянов, Иешуа – Николай Бурляев, Иуда – Игорь Верник, Гелла – Александра Захарова, Азазелло – Владимир Стеклов, Кот Бегемот – Виктор Павлов, поэт Бездомный – Сергей Гармаш, Берлиоз – Михаил Данилов, Левий Матвей – Лев Дуров. Арчибальд Арчибальдович – Спартак Мишулин, швейцар «Грибоедова» — Роман Ткачук, доктор Стравин-ский – Евгений Весник, Степа Лиходеев – Сергей Никоненко, финдиректор Римский – Виктор Сергачев, Каифа – Вячеслав Шалевич, Афраний – Юрий Шерстнев. Потрясающий список!
В Москве мне не удалось тогда отыскать Юрия Кару, с которым мы давно знакомы, чтобы поздравить с премьерой и хорошенько порасспросить о фильме. Зато удалось это сделать в Лос-Анджелесе, куда режиссер недавно приезжал в связи с новым проектом. Мы беседовали с ним по телефону.
— Юрий, появилось ли у вас после московской премьеры то самое пресловутое чувство глубокого удовлетворения?
— Нет, конечно. Картина должна была выйти к зрителям намного раньше. Язык кино развивается. Любой фильм стареет. С другой стороны, хорошо, что мы не стали использовать компьютерную графику, которая делала тогда, в начале 90-х, первые шаги. Фильмы тех лет со спецэффектами сегодня смотрятся смешно. Мы же пошли за автором. Роман написан в 30-е годы, и чудеса, описываемые Михаилом Афа-насьевичем Булгаковым, характерны для того времени, они, быть может, несколько наивны, но проживут долго. Мы не использовали эффекты, которые могли разрушить ткань романа. Он в нашем фильме остался, по-моему, цельным в своем уникальном сочетании разных стилей. Когда Альфред Шнитке посмотрел материал фильма, он сказал, что согласен написать музыку к нему, потому что нам удалось сохранить своеобразие романа.
— Соглашусь, кино устаревает быстро. Сегодня обращаешь внимание на вашу чисто перестроечную фишку на-счет Сталина, Ленина и Гитлера, пришедших в толпе других исторических безумцев на бал у Сатаны.
— Нет, это не перестроечная деталь. Я бы и сейчас это сделал. У Булгакова в тексте есть замечание, что потом пошли сотни лиц, среди которых Маргарита заметила огненную бороду Малюты Скуратова, Мессалину, Калигулу и других.
— Но она же не заметила лысину Ильича, чубчик Гитлера и усы Сталина.
— Ко мне на съемках подходили костюмер и гример и спрашивали: во что наряжать гостей бала? Кто эти люди? И я задумался: кого там могла увидеть Маргарита, кроме упомянутых Булгаковым? Имею ли я право добавлять имена? Так возникла идея добавить главных злодеев 20-го века.
— Да, это частность, конечно, но весьма выразительная. Она свидетельствует, что вы не боитесь Булгакова, не приседаете перед ним, ведь так?
— Совершенно верно. Если же взять недавний телесериал (постановка режиссера Владимира Бортко, беседа с которым опубликована в НРС 28-29 января с.г. – О.С.), то это вежливая, добросовестная радиопостановка, иными словами, перед микрофоном прочитанный роман. Мне же хотелось передать роман средствами настоящего кино. При этом я осознаю недостаточность изобразительных средств ки-нематографа. Литература дает возможности для выражения куда более эффективные. Кино гораздо грубее – пока еще.
— В оправдание версии Бортко могу сказать, что сериальная специфика предполагает обстоятельность и спокойную детализацию.
— Я его не обвиняю, я любую работу уважаю. Он же не на курорт съездил. Это большая, тяжелая работа. С другой стороны, нельзя буквально переносить на экран литературу. Это мой подход к литературе. Из частностей — Абдулов играет несмешно, он как будто не знает, кто такой Коровьев. Он скорее Антона Павловича Чехова играет. Одна критикесса правильно написала: читаешь «правая нога — хрусть и пополам! Левая — хрусть и пополам!», — смешно, а смотришь на эк-ран – несмешно.
— Интересно, что два актера перекочевали из вашего фильма в сериал к Бортко. Филиппенко, сыгравший Коровьева, теперь стал Азазелло, а Гафт-Воланд – Каифой и «человеком во френче».
— Предатели...
— Разве можно актеров за это осуждать?
— Я не осуждаю.
— Когда вы начинали работу над фильмом, я очень хорошо помню, как Элем Климов приступал к собственной экранизации «Мастера и Маргариты». Мы с ним вместе тогда были в Каннах, и он мне и другим говорил, что со-бирается снимать, пишет сценарий и ездит по свету, выбирая натуру. Признайтесь, вы в пику Климову стали делать свой фильм?
— Расскажу, как все было. Будучи учеником Сергея Аполлинариевича Герасимова, я выпускным спектаклем во ВГИКе делал «Власть тьмы». У меня играли замечательные артисты – Спиридонов, Удовиченко, многие другие. И когда я снял уже три фильма, то решил экранизировать «Власть тьмы», заявку подал, сценарий написал. Мне тогда очень понравилось, как снял климовский фильм «Иди и смотри» оператор Алексей Родионов. Я ему позвонил, предложил поработать со мной и спросил, когда они с Климовым заканчивают съемки «Мастера». А тот говорит: мы закрыты, нас уже с художником открепили от постановки, оказывается, Климов денег не нашел. А тут еще журнал на глаза попался со статьей Геннадия Полоки, где он выражает желание снять «Мастера и Маргариту». И я подумал: если Полока может, почему бы мне не попробовать, тем более что проект Климова закрыт. Климову моя затея сильно не понравилась. Он был тогда председателем Союза (кинематографистов) и организовал целую кампанию против меня. Были статьи в «Литературке» и других изданиях. Секретариат Союза исключал меня за неэтичное поведение: я, дескать, взялся за книгу, которую уже решил экранизировать другой режиссер. Но раздались голоса в мою защиту. Вот три режиссера одновременно решили ставить кино по «Закату» Бабеля — Алейников, Хилькевич и Зельдович. Почему три фильма по Бабелю можно, тут демократия, а два фильма по Булгакову нельзя? Тогда и Поланский хотел делать «Мастера» и обратился за содействием к российским кинематографистам. Но Климов сделал все, чтобы Поланскому не дали въездную визу, мотивируя тем, что Поланский не въездной в США, потому что там девушку обидел. Климов позвонил Яковлеву (А.Н.Яковлев тогда был членом Политбюро ЦК КПСС – О.С.) и Поланскому не дали визу. Что касается меня, то я вовсе не собирался портить Климову здоровье.
— Что за загадочная история с продюсерами, которые положили ваш фильм на полку? Говорят, он обошелся в 15 млн долларов. Кто эти люди, которые могут, не моргнув глазом, заморозить на долгие годы такую сумму? Пожалуйста, откройте завесу тайны.
— (Тяжелый вздох). Люди не из кино. Владимир Скорый, продюсер картины, был майором ОБХСС, потом по каким-то причинам ушел с госслужбы, решил заниматься бизнесом. В тот период давали под кино деньги, которые прокручивались и возвращались.
— А бюджет действительно был таким огромным?
— Не знаю, может быть, если в пересчете на нынешние деньги. А тогда зарплата у меня как у режиссера была самая высокая в группе и составляла 30 долларов в месяц. Артисты тоже получали немного. Гафт за всю работу получил две тысячи долларов. Но пленка «кодак» и камера все равно стоили дорого, также как и экспедиция в Израиль.
— Как-то неуважительно мало заплатили Воланду...
— Кажется, больше всех получила Вертинская – 6 тысяч долларов, у нее был свой агент, он и добился. А вот голая массовка в сцене бала Сатаны стоила всего по 2 доллара в день за каждого статиста. Сейчас каждый статист в день стоит порядка 200 долларов, а если мы говорим об обнаженной натуре – то где-то по пятьсот.
— Да, эта сцена впечатляет и сегодня. Как вам удалось собрать в одном месте такое количество обнаженных девушек?
— Многие актрисы хотели сняться в роли Маргариты. Приезжали на пробы ко мне из Питера, Киева, других городов. Почему я выбрал Вертинскую? Как говорит Коровьев – кровь, порода. На пробах Лена Майорова была гораздо лучше и тоньше. Что же касается голой массовки, дело доходило до анекдота. Девицы валили толпами. В три комнаты, где сидели трое ассистентов, заводили девушек десятками, говорили «раздевайтесь», выбирали двух-трех с нормальными фигурами, остальных выпроваживали. Но не все оказалось просто. Когда мы снимали бал в загородном имении Шереметевых, километрах в сорока от Москвы, ночью, то забракованные по причине несовершенства фигур дамы приезжали туда и, пользуясь общим хаосом, раздевались в кустах и бежали сниматься. А потом требовали деньги (смеется). Так в кадре появились не самые привлекательные барышни. Но я подумал: на балу у Сатаны всякие-разные должны быть, не обязательно модели. Но пришлось вырезать отдельные кадры, поскольку у некоторых на шеях были заметны крестики. Уж с этим на бал Сатаны ну никак нельзя.
— Если бы фильм тогда вышел на экраны, думаю, он произвел бы фурор. Да и сейчас такого количества «ню» в кино не увидишь. Уже из-за одного этого народ повалил бы смотреть. И все-таки: в чем причина конфликта? Судились ли вы с продюсерами?
— Да, судился. Я тогда был еще молодой, пытался строить свою творческую биографию. Получал призы за «Завтра бы-ла война» в Польше, Испании, Японии, Германии. «Мастера» посмотрел отборщик Каннского кинофестиваля Жоэль Шапрон. Да, мы берем, сказал он твердо. И лет пять-шесть ждал в конкурс картину. В договоре указывалось, что одну копию продюсеры мне сразу отдают для фестивальных показов. Приезжала тогда компания Miramax, очень хотела купить. Но не сошлись они с продюсерами в цене, те хотели за права миллион, по тем временам несусветная для российского фильма цена.
— Почему же не выпустили фильм на экраны?
— Я за Скорого отвечать не могу. Могу только рассказать анекдот. В те времена в творческие делегации, выезжавшие за рубеж, включали людей из одной известной конторы. Так вот, выезжают два скрипача. Один с утра до вечера репетирует, пальцы разминает, а второй – по магазинам и стриптиз-барам. Первый выиграл конкурс, получил в качестве приза скрипку Страдивари. Второй, который просто хорошо провел время, допытывается, зачем первый так старался и что особенного в этой обшарпанной скрипочке, которую он завоевал. И первый говорит ему: не знаю, как вам объяснить. Ну это как для вас именной маузер Дзержинского. Тогда фильм посмотрела вся верхушка. К ним, к продюсерам, смотреть кино ездили и Примаков, и Говорухин.
— Куда это к ним?
— У них ресторанчик на Рязанском проспекте. Кстати, его хотели назвать «Нехорошая квартира». В общем, гнобили меня десять лет, ведь я после «Мастера» очень долго не снимал. Слава Богу, хоть в профессии остался, а мог бы уйти куда-нибудь охранником. Очень много навредили такие люди, как Абдулов. Он хотел сниматься в роли Коровьева. Сам прибежал, возьми меня, попробуем. А Климов встретил его и сказал: только попробуй сняться у Кары, тебе руки никто не подаст в кинематографическом мире. Он испугался, отказался сниматься, а потом жалел. Абдулов тогда дал интервью: какой ужасный фильм, какое счастье, что я в нем не снимался. Продюсеры внимали этим речам. Фильм, наверное, опережал время. Продюсеры тоже охали и ахали: как это, время в фильме перескакивает. Я убеждал их остановиться в хронометраже на длительности «Титаника» — 3 часа 20 минут. Но они настояли на двухчасовой версии. У меня на этой почве был конфликт с Гафтом и Вертинской. Они посмотрели короткий вариант и спрашивают: «А где еще?». Ведь полфильма-то вырезаны. Я требовал, чтобы продюсеры предоставили мне одну копию. Я хотел попасть с ней на Каннский фестиваль. Я тогда вел переговоры с американскими продюсерами по проекту фильма о космосе, и они просили показать, что я снимал раньше. У меня были другие картины, но они не настолько масштабны, как «Мастер». Я три года судился, суд выиграл, но они (продюсеры) подумали неделю и сказали, что фильм потеряли.
— Как это – потеряли?
— А вот так. Придумали, чтобы мне его не отдавать. Ну, а сейчас у меня с ними вполне нормальные отношения. Время не вернуть, творческую биографию не возродить. Как я был на том уровне, так и остался. Как режиссера убить? Не давать снимать, как не давали снимать Мотылю после «Белого солнца пустыни». Несколько лет проходит, и ты просто боишься к камере подойти. Не выпустив картину, в отношении меня совершили убийство. Им было плевать на меня. Дивиденды свои они получали, щеки раздували от важности.
— Каковы ваши дальнейшие действия?
— Тогда мешал Абдулов, сегодня мешает некто Шиловский, сын третьей жены Булгакова, Елены Сергеевны. Мы юридически с ним разбирались. У него нет оснований претендовать на что-либо. Но он пошел к какому-то нотариусу, дал, видимо, взятку. И нотариус подготовил ему бумажку. Компания Central Partnership купила у него права, не знаю за сколько. Этот Шиловский со Скорого требует за права миллион долларов. Но со Скорого получить миллион практически невозможно, хотя сейчас картина могла бы собрать в прокате больше. Но… люди мелочно жадны и ведут себя странно во многих отношениях. С одной стороны, они втихаря показывают фильм властям, пользуются на основании этого какими-то льготами и радуются, что они такие крутые. С другой стороны, теряют гораздо больше. Одни телевизионные показы за эти годы больше бы принесли денег. Когда вещь попадает не к профессионалам, так и получается.
— Есть ли шанс, что фильм покажут в России и за границей, в частности, в Америке?
— Конечно, есть. Если будет решен вопрос с Шиловским, если продюсерам удастся через суд отменить его претензии. Пока же, опасаясь иска Шиловского, они назвали московский фестивальный показ просмотром не короткой версии, а «рабочих материалов к фильму».
— Я до сих пор нахожусь под впечатлением замечательных актерских работ. Гафт сыграл Воланда потрясающе, Филиппенко великолепен как Коровьев, Раков в роли Мастера на месте.
— Я бы еще добавил Ульянова-Пилата и Бурляева-Иешуа. А для Гармаша поэт Бездомный — первая роль в кино. Он после этого еще лет семь не снимался, его никто не знал. Так же и с Раковым. Если бы тогда увидели его в «Мастере», возможно, карьера этого талантливого артиста по-другому бы сложилась. Бурляева я приглашал на Бездомного, а он сказал: «Попробуй меня на Иешуа, лучше ты не найдешь». Я был очень удивлен, я хотел в роли Иешуа снимать Плотникова, он уже одного Христа сыграл у Шепитько в «Восхождении». Я сделал пробы и того, и другого. Коля своей истовостью меня потряс. Снимали мы в Израиле, в пустыне, при оглушительной жаре в 50 градусов (по Цельсию). Я думал, как же Моисей тут водил евреев 40 лет, мы одну съемочную смену выдержать не можем! Я сам хотел повисеть на кресте, ведь я любопытный, но когда через 20 секунд истовый Бурляев стал вопить «Снимите меня!», я даже не рискнул.
— А Михаилу Ульянову нравится фильм?
— Да. Он мне говорил, что знает, как точно играть Пилата, потому что лично знаком с людьми, которые ради высокой должности готовы предать любого. Он поразительно достоверен. Одно движение брови – и ничего не надо объяснять.
— А я еще сравнивал Бурляева с Безруковым в сериале Бортко – небо и земля.
— Чтобы сыграть эту роль, надо отрешиться от всего земного. Нужно мыслить теми же категориями, что и твой герой. А то приходит актер, и у него в глазах не судьбы человечества, а девочки, машины, деньги.
— Почему пленка такая блеклая? Ностальгия по советским временам?
— Просто много лет прошло. Надо было новую копию напечатать, но почему-то не напечатали. Хорошо хоть почистили старую. А негатив хороший.
— Где хранится?
— Не знаю, меня не посвящают. Видимо, боятся, что я свою копию попытаюсь забрать.
— Налицо драма, даже трагедия «полочного» фильма. Не увидели зрители ваш фильм вовремя, и поломались актерские судьбы. А некоторых уже и просто нет в живых — Мишулина, Романа Ткачука.
— Умер оператор Евгений Гребнев, нет Шнитке, увы, полгруппы уже нет.
— Юрий, что теперь, каким проектом заняты?
— 12 января 2007 года исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Павловича Королева, отца советской космонавтики. Год назад мне позвонил Алексей Архипович Леонов и сказал: мы тут посоветовались с космонавтами, и решили просить тебя сделать фильм о первых шагах Королева в освоении космоса. Леонов, вице-президент «Альфа-банка», пригласил меня к себе. Он рассказал, как Королев ему с Гагариным говорил, как его репрессировали, отправили в Магадан, избивали, морили голодом, как вытащили благодаря мольбам матери и отправили в шарашку. Съемки уже закончены, а постпродакшн я хотел бы делать в Голливуде. Наученный горьким опытом общения с продюсерами, я создал свою компанию, киностудию «Мастер». Может быть, тружусь в два раза больше, чем раньше и делаю ошибки, но людей, которым бы я мог все это поручить, которым бы я доверял, так и не встретил. На 12 января 2007 года назначена премьера в Кремле, так что приезжайте.
Олег Сулькин
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова