На главную


И ВОЛКИ УМЕЮТ ЛЮБИТЬ

« -- Гроза будет, - сказал Егор и поманил волчицу: -- Ну, иди сюда.
Посидим, да двину, мне еще после обеда в кузнице работать. А вы
живите. Мужик у тебя толковый, а о тебе и говорить нечего.
Проживете. А захочешь прийти -- приходи, всегда приму. -- Егор
погладил волчицу по голове, прижался к ней щекой. Грусть
переполняла сердце, словно он расставался не с волком, а с родным
человеком…».
Борис Воробьев. Весьегонская волчица.
 
Весьегонская волчица-- Не верю, что поведением животных руководят только инстинкты! -- Борис Тимофеевич каждую фразу сопровождает энергичной жестикуляцией. – У меня сейчас шесть кошек живут – у каждой свой характер, свои повадки, свое отношение к хозяину. Волк по сравнению с кошкой – существо более высокого уровня. Хитер, осторожен, расчетлив. Уж я-то их породу изучил. Десять лет был заядлым охотником. Волка не раз брать приходилось. А каких только историй на охотничьих привалах не наслушаешься! Опытный волчатник никогда не скажет, что серый полагается только на инстинкт. Нет, это очень разумный зверь!
-- Но ваша повесть наделяет волчицу не только разумом. И чувствами тоже. Первая часть книги называется «Ненависть», вторая – «Любовь». Читателя захватывает прежде всего эволюция чувств волчицы – от звериной злобы к охотнику до искренней привязанности к нему же.
-- Вы же в это поверили! Значит, правда. Я вообще пишу только о том, что хорошо знаю.И историю эту я не до конца выдумал. Все в основном из жизни взято – моей, других знатоков волчьего племени. А домыслил немного – всего лишь детали сюжета.
Фильм «Весьегонская волчица» в нынешнем году крутили по столичным телеканалам уже дважды. Повесть я прочел после того, как посмотрел ее экранизацию. И почувствовал, как говорится, разницу. Создатели фильма не сумели киноязыком выразить всю гамму отношений охотника Егора Бирюкова и матерой волчицы. Самого главного, чем привлекает книга писателя Бориса Воробьева, в картине не оказалось. И захотелось встретиться с человеком, который заставил меня поверить в то, что и волки любить умеют.
Его домик в поселке Ново-Мелково, что в тридцати километрах от Твери, не сразу отыщешь. Двухэтажные коттеджи москвичей в сосновом бору подавляют размерами и роскошью. Домик члена союза советских писателей Бориса Воробьева потерялся среди них. Хотя Борис Тимофеевич – тоже москвич, но из другого теста.
-- Москву я так и не полюбил, хотя и прожил в ней три десятка лет. Здесь мне роднее, -- эти слова писатель произносит дрогнувшим голосом, без привычной жестикуляции.
Его родные места – поблизости. Родился в поселке Радченко. Десять лет ходил в школу неподалеку от Городни. Восемь лет отслужил на флоте у дальневосточных рубежей. Вернулся. Работал, охотился. Снова уехал – на учебу. Возвратился опять. И уже зрелым человеком надолго перебрался в Москву.
-- На четвертом десятке лет меня одолел писательский зуд. В 1965 году мой первый рассказ «Облака» был опубликован в журнале «Пионер». Литературные судьбы тогда вершились в столицах, поэтому в 68-м я тоже решил стать москвичом.
Вращался в литературных кругах, был знаком с Константином Симоновым, другими мэтрами советской литературы. 11 лет по договору работал в журнале «Сельская молодежь» ради постоянных заработков. Тогда же наладил творческий контакт с журналом «Вокруг света». В приложении к этому журналу – журнале «Искатель» -- в 1987 году и была впервые опубликована повесть «Весьегонская волчица». Через два года она печатается в сборнике повестей и рассказов писателя о животных, дав название всей книге. В 2003 году «Весьегонская волчица» отдельным изданием вышла в Твери. Тогда же съемочная группа во главе с режиссером Николаем Соловцовым приступила к созданию киноверсии повести об охотнике и его лесной подруге. Спустя год в Киноцентре на Красной Пресне состоялась премьера фильма «Весьегонская волчица».
-- Экранизация мне не понравилась, -- говорит Борис Тимофеевич. -- Сценарий написали режиссер Николай Соловцов в соавторстве с Эдуардом Володарским. Я его прочел до съемок, сделал замечания. Кое-что поправили, но много несуразностей осталось. В моей книге одна четвероногая героиня -- волчица. В сценарии откуда-то появились медведь, корова, свинья. Из сюжета выбиваются совершенно. Зачем-то придумали сцену на аэросанях. Неправдоподобно! Волка никакими снегоходами не выгонишь. Когда приехал на премьеру, с удивлением увидел это все в фильме. Главное же -- история отношений человека и зверя -- в картине отошла на второй план. У меня же на этом все построено! Я предлагал делать фильм из трех серий, каждую назвать, как у меня три части в повести – «Ненависть», «Любовь», «Смерть». Моими советами пренебрегли -- наверное, в угоду зрелищности. Почему-то отбросил режиссер сюжетную линию про деда главного героя. А она ведь очень важна для понимания характера Егора, нюансов его поведения в истории с волчицей.
-- Как вам Олег Фомин в роли Егора Бирюкова?
-- Вы знаете, «Весьегонскую волчицу» собирались снимать еще в 1998 году на студии «Беларусьфильм». И Егора Бирюкова должен был сыграть Владимир Гостюхин. Из-за нехватки денег съемки тогда не состоялись. Спустя пять лет все, и я в том числе, снова уговаривали актера на роль Егора. Тот категорически отказался, сказав, что для роли теперь уж не годится по возрасту: Егору 30, ему 45. Но возраст-то для этого образа как раз принципиального значения не имеет. Роль Егора психологически очень глубокая. Гостюхин бы с ней справился. Но переубедить артиста не удалось. Он все же сыграл в фильме антипода главного героя – Петьку Синельникова. Хорошо сыграл. А Олегу Фомину я бы поставил тройку с плюсом. До души Егора он все-таки не добрался.
Поговорили немного о волчьих характерах. Писатель поделился интересными наблюдениями из своего охотничьего опыта. О жестокости волков, об их беспощадности даже к своим сородичам. Но мой собеседник все время переводил разговор на другое – о волчьих повадках многих человеческих особей. Есть в его обиде на людей и личное. Пока мы ждали отлучившегося в магазин писателя, одна из местных жительниц рассказала, как обманули Бориса Тимофеевича здесь, в Ново-Мелкове. Когда решил перебраться сюда насовсем, продал квартиру в Москве, присмотрел неплохой домик, внес за него сумму, хозяин попросил с переездом повременить. Писатель терпеливо ждал, но дело закончилось тривиальным «кидаловом». Пришлось на остатки денег покупать летний домик, своими руками утеплять его, перестраивать. Здесь он и обитает постоянно вот уже шесть лет.
Пенсия у писателя, как он сам признался, крохотная – две тысячи рублей. Хотя запросы у него скромные, но на пенсию не проживешь. Борис Тимофеевич постоянно работает над новыми произведениями. В последние годы его увлекла историческая тема. Пишет как о возвышенном в поступках исторических персонажей, так и о низменном. Сейчас разгадывает загадки таинственной гибели командиров Красной армии времен гражданской войны. Тайну убийств Чапаева, Котовского, Щорса уже разгадал. Всего же в его списке двенадцать фамилий. И всех их, по версии Бориса Воробьева, погубил один и тот же человек с повадками волка – Троцкий, народный комиссар по военным и морским делам. Он сознательно расправился с лучшими командными кадрами того времени. Этот человек ввел в армии децинацию – бессудный расстрел каждого десятого в батальоне или полку, проявившем трусость. А десятым мог оказаться самый храбрый. Слепой жребий лишал его жизни. Мирное население Троцкий собирался загнать в трудовые армии. Вся его программа – это геноцид русского народа. Многие политики, стоящие сегодня у власти – самые отъявленные троцкисты, считает Борис Воробьев. «По миллиону населения каждый год не досчитываемся!» -- возмущается писатель. Свои разгадки исторических тайн он публикует в том же журнале, где впервые была напечатана его «Весьегонская волчица». Если удастся, мы в дальнейшем подробнее познакомим читателей «ВТ» с историческим пластом творчества Бориса Воробьева.
Когда пришла пора прощаться, Борис Тимофеевич доверительно признался, что уже начал работать над новой вещью. Она станет продолжением «Весьегонской волчицы». Второй частью дилогии. В ней сохранится Егор Бирюков, но уже в качестве второстепенного персонажа. А главным героем новой повести станет егерь – человек, хорошо знающий характеры как охотников, так и их жертв. Выбор центрального персонажа помогает догадаться о содержании второй части дилогии – в ней будет развиты мысли автора «Весьегонской волчицы» о зверском в человеке и о человеческом в звере.

Евгений ШИМИН
ВТ Тверь

Источник: Караван+Я
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова