На главную


ГРУСТНЫЙ КЛОУН В РОЛИ ТЕЛЕГРАФНОГО СТОЛБА

Лев Дуров: "По сравнению с теми аристократами все молодые артисты сегодня — "пэтэушники"

Льва Дурова особо представлять не нужно — более 180 ролей в кино, а вместе с театральными их свыше двухсот. Ему подвластно буквально все: от античной трагедии до бытового фарса. Народный артист СССР, хулиган, анекдотчик, свой в доску мужик — это все о нем. Замечательному мужу, отцу, тестю и деду — Льву Константиновичу 23 декабря 2006 года исполнилось ни много ни мало 75 лет. Но возраст вовсе не помеха для съемок в Киеве в новом фильме режиссера Андрея Бенкендорфа.


Лев Константинович, в 1971 году вы снимались в "Стариках-разбойниках", сейчас вот в Киеве в "Стариках-полковниках". Есть ли что-то общее в этих фильмах?

— Общее то, что люди пенсионного возраста, которых жизнь потихоньку списывает, вернее, даже не жизнь, а кто-то списывает, оказываются чаще гораздо мудрее и нужнее в сложных ситуациях. Это не значит, что старость лучше, а молодость хуже. Молодежь сильна одним, а старики — другим. Это является доказательством того, что возраст не имеет значения, главное — душевное состояние. Ведь люди могут быть молодыми, полезными до конца своих дней. В Югославии — не знаю, существует сейчас или нет — закон: по достижении пенсионного возраста должен уйти на пенсию в принудительном порядке. У нас тоже привилегии для пенсионеров есть — переходить на красный свет. (Смеется.)

Вы иногда сравниваете положительные роли с деревьями, превращенными в телеграфные столбы. А вам нравится играть положительных или отрицательных героев?

— Интересно играть и то, и другое. Положительная роль гораздо сложнее. В "Семнадцати мгновениях весны", например, труднее всех было играть Тихонову, потому что у остальных были конкретные типажи. У меня Клаус — провокатор, мерзавец. Роль Броневого — тоже понятна. А у Штирлица только сопоставление и анализ. И сделал он это блистательно. Он — истинный герой, а мы все, как бы ни играли, оказались гарниром.

15 лет назад вы снимались в "Мастере и Маргарите" режиссера Юрия Кары, но фильм так и не вышел на экраны. Вам не обидно, что ваша работа в хорошем фильме с хорошим режиссером оказалась невостребованной?

— Конечно, обидно. Я не пойму — это то ли упрямство продюсера, то ли отношения с родственниками режиссера. Это уже не первый раз. При советской власти столько картин легло на полку… И этот случай неудивителен. Просто жалко — я его смотрел в кинозале, картина произвела на меня очень сильное впечатление. Нынешняя экранизация Бортко — детский сад по сравнению с тем, как играют Ульянов, Гафт, Коля Бурляев. Но думаю, что она выйдет-таки на экраны…

Вы дружили с Юрием Никулиным, который обладал завидным чувством юмора и был отличным рассказчиком, как и вы. Между вами было какое-то соперничество?

— С ним соперничать бесполезно. Можешь и не тужиться, ничего не получится. Он и Саша Ширвиндт обладают удивительным даром. У Вали Гафта есть чувство юмора, он больше эпиграммами убивает. У них особые мозги — могут моментально любую ситуацию обыграть. Когда Юра рассказывал, любой анекдот у него превращался в маленькую жизненную новеллу, небольшой рассказик, даже если весь анекдот состоял из пяти слов.

Извините, я заметила, что о Юрии Никулине вы говорите в настоящем времени "обладает", "говорит"...

— Ну, кажется, что эти люди никогда не уйдут, да они никогда и не уходят. Нет ощущения, что Никулина уже нет. Я невольно о многих говорю не в прошедшем, а в настоящем времени. Понимаете, у нас — в России, Украине — такие мощные актеры, что после их ухода ячейка остается незаполненной. Ну как можно "заполнить" место Евстигнеева или Жени Леонова, Луспекаева? В Украине — Ужвий, Бучма… Или, взять, к примеру, Смоктуновского. Сейчас, к сожалению, разнообразия нет. У меня такое ощущение, что многие снимаются, даже пиджаки не меняя из сериала в сериал. И лица молодняка подчас совершенно одинаковы. Я, например, даже женщин не отличаю — у меня такое ощущение, что это все одна актриса снимается. Ну как так может быть?!

А в чем причина, как вам кажется?

— Это время диктует определенные законы… Таким сплошным потоком кино никогда не снималось. И актеры постепенно, к сожалению, тоже приучаются течь в этом узеньком, а иногда и просто вонючем русле — их это устраивает. Легко ведь: "та-та-та" оттарабанил, деньги получил и ушел. Я, даже не шутя, говорю, что когда-то была аристократия — Мартынов, Тарасова, Еланская, Андровская. Потом пришли им на смену мы — разночинцы. Мы убрали занавес, стали делать открытыми репетиции... А вот нам на смену идет ПТУ. И ничего с этим поделать нельзя. Пусть не обижаются, но по сравнению с теми аристократами, все молодые артисты сегодня "пэтэушники".

Вам знакомы поиски зерна роли перед спектаклями, или вы такой ас, что только дай хороший материал, и вы сыграете?

— Ну, это уже слишком нагло так заявлять. Когда приступаешь — каждая роль новая. И когда я как режиссер ставлю спектакль, то говорю актерам: вы должны быть корыстными и в каждой роли найти свою корысть. И сделать шажок по сравнению с предыдущей ролью или вправо, или влево, или вперед, хорошо бы не назад. А повторения — пробуксовка, ни вам неинтересно, ни зрителям. Надо уметь делать эти маленькие шажки. Это все равно прибавка к тому, что ты умеешь.

Станиславский говорил, что "актеры — дети… только сукины". А вы как своих актеров называете?

— Это шуточная формулировка. Конечно, в нашем клане намешано многое. Все бывает, как и везде в жизни. Понимаете, театр (банальная фраза) — в какой-то мере отражение жизни. И что в театре происходит, в первую очередь происходит и в жизни. Когда-то слово "деньги" даже не произносили, их просто не было вообще. А потом слово "деньги" стало главным. И начались беды. С одной стороны, люди стали лучше жить материально, а вытворяют во много раз худшее. Деньги привели к жуткой коррупции, к жуткому бандитизму, к бракоразводным процессам. Когда в семье начинают произносить слово "деньги" — разбегайтесь. Если однажды жена скажет: "Что это у тебя такая маленькая зарплата?" — бегите от нее, после этой фразы ничего уже совместного не будет. Или наоборот, жена получает большие деньги, и мужу кажется, что он зависит от нее. Этого вообще не должно быть. Это было на Западе, и у нас тоже уже существуют брачные контракты. Мне одна американка объясняет, что это замечательно, а для меня это странность. Ведь это заранее подразумевается обман и жульничество в любви. Я тебя люблю, но ты меня можешь облапошить. Это безнравственная штука. У меня в Германии, когда я ставил спектакль, была переводчица — довольно пожилая женщина. И вот она мне показала расписание своих похорон — фотографию своего гроба, кто будет выступать, кто петь, какая музыка будет играть — официально все указано на бумажечке. К ней как-то пришел сын (он у нее художник) просить денег. Она долго его расспрашивала, зачем ему деньги, после согласилась дать на три месяца, но под проценты. Я ей сказал: "Нина, но это же родной сын!". Она мне ответила: "Вы, русские, безалаберные и ничего в жизни не понимаете. А вот так должно быть". Я не представляю, как бы я дал детям взаймы… не просто под проценты, а вообще взаймы! Если бы дочка сказала мне: "Пап, мне нужны деньги", я бы просто сказал — на! У меня язык не повернулся бы сказать — отдай долг! Но, видите ли, мы живем по-разному. Кто из нас прав? Не знаю… Два мира — два Шапиро.

Вы очень тепло вспоминаете атмосферу родительской семьи. А вы сами как воспитывали свою дочь Катю?

— Понимаете, меня не воспитывали, и я никого не воспитывал — ни внуков, ни детей. Спокойно и с уважением относился к их слабостям, порывам и к их самостоятельности… У меня внучка неожиданно сказала, что уезжает в Абакан работать в кукольном театре завлитом. Я слова не сказал, спросил только, интересно ли ей это. Она три года там самостоятельно поработала. А все говорили: "Дуров, как ты разрешил, в такую даль отпустил? Ты что — сумасшедший?". Но Катя (у меня и внучку зовут Катя) уже взрослый самостоятельный человек, имеет право.

В отличие от большинства актерских семей, вы придерживаетесь патриархальных взглядов. Верны одной женщине. Как вам это удалось?

— Мы уважали жизнь друг друга, и слово "деньги" у нас никогда не звучало. Ирина Николаевна до сих пор не знает, сколько и где я получаю. Я прихожу и кладу зарплату в шкафчик. Иногда она мне тихо говорит: "Мне нужно заплатить, а там, извини, денег нет". Тогда я ей отвечаю: "Ир, я знаю. Скажу тебе, когда там появятся". И все. У нас ни одного скандала не было, уже не говоря о хлопании дверьми. Иногда лишь по поводу выглаженных рубашек могу высказаться: мол, почему не готовы, разве не знаешь, что мне нужно было идти куда-то…

Может быть, причина в вашем происхождении?

— Да нет — происхождение у меня полудворянское-полукупеческое, а вообще-то я с голубятни. И там все называют своими словами, но папа у меня ни разу бранного слова не сказал, не курил, спиртного в рот не брал. У меня-то как раз сложное образование и происхождение тоже. Практически — голубятное.

Вспоминая другую ветвь вашего рода — дрессировщиков, спрошу: у вас в доме живет какая-нибудь животина?

— У меня жил кот Миша, он умер на прошлое Рождество, а ему было 22 года. Говорят, когда в семье нормальная обстановка и гармония, тихо, уютно, то животные и живут так долго. Мы к нему относились как к члену семьи — на равных. Он даже умер как человек — тихонечко старел-старел, потом перестал ходить, лег под елку (я как раз сидел над ним), громко так выдохнул "Ух!" и застыл. Мы его на даче похоронили — у него там было место, мы его кабинетом называли. Он всегда в кустах лежал — ненавидел жару, тепло и под проливным дождем надолго уходил с дачи гулять. Лишь соседи перешептывались, что в полях появилось огромное рыжее существо. Все визжат, его завидев, убегают, а это был наш Миша...

Вернемся к театру. Что вас побудило стать режиссером?

— Я очень долго был подмастерьем у Анатолия Васильевича Эфроса. А потом как-то захотелось самостоятельно поставить спектакль. Поставил один удачный, второй. Ну и сейчас уже у меня 25, наверное, спектаклей набралось. Я и за границей ставил. Сейчас в Томске открыли новый театр — туда меня тоже пригласили порежиссировать. Может, в новом году поеду. Мне очень хочется поставить спектакль не в Москве, а где-то на периферии.

Почему? Ведь обычно все режиссеры стремятся наоборот в столицу — там другая публика…

— Ну это у всех по-разному. Столица — она на бугре, а периферия — в некой тени. Но бывает, что в тени гораздо интереснее поставить спектакль с новыми актерами, которых ты совершенно не знаешь, с которыми начинаешь знакомиться только на первой репетиции. И это будет гораздо лучше, чем в Москве с теми, с кем давно знаком. Знаешь всех критиков, кто и что напишет. Все знаю наизусть — по фамилиям могу назвать, даже за любого из них могу написать рецензию.

У вас очень много интересных работ в кино — "Девять дней одного года", "Калина красная", "Три мушкетера". А вы себя кем больше ощущаете — актером кино или театра? И есть ли вообще различие между этими двумя ипостасями?

— Различие, конечно, есть. Потому что театр — это лаборатория, а кино — это производство. Если называть известных киноактеров, то кроме двух — Тихонова и Мордюковой, — все будут родом из театра. И если я 50 с лишним лет работаю и там, и там — назвать себя лишь театральным или только киношным достаточно сложно. Говорить "ах, кино — это ерунда!" не буду. А только театр — тоже нет. Кино — это широкая популярность и несколько другие деньги. А так как все живые люди, и у каждого семьи, и жизнь давно жестокая, то деньги всем нужны. Поэтому нужно быть благодарным кино, чего там кокетничать, за возможность заработать. А в театре платят совершенно грошовые зарплаты, постыдные, я бы сказал. Когда за границей меня спрашивают о зарплате и я честно отвечаю — у них глаза вылезают на лоб. Если бы я столько сыграл ролей в Голливуде, то я был бы миллионером. И имел бы свою виллу, как Редфорд. Я себя с ним не сравниваю, но, тем не менее, если взять количество — 80 картин, я бы, наверное, был очень богатым. Хотя я отношусь наплевательски к этому. Но если эту тему развивать: я бы не знал, что делать с этими деньгами, это вам честно говорю. Вот я у вас в Киеве снимался в квартире в 280 кв. м. Хожу и думаю: нужна мне эта квартира? — Не-а. А нужны мне миллионы? — Не-а. Класть их в банк и плодить очередные деньги?

Ваша роль Анастаса Микояна в фильме "Серые волки" — пожалуй, единственная, в которой вы изобразили не "грустного клоуна", а этакий трагический исторический персонаж. Тяжело было работать над личностью такого масштаба?

— Вы знаете, не нужно в этот момент думать, что ты гений, — ты играешь человека. Вот гениальный писатель Лев Николаевич Толстой (я играл его дважды — один раз в кино и раз в театре) — очень сложный человек. И Софья Андреевна ему жизнь свою отдала на заклание. У них были взаимоотношения очень тяжелые: он, умирая, запретил ее впускать к себе.

Другие исследователи утверждают, что это она его до такого довела..

— Нет, так опасно думать... Это когда муж с женой разводятся, слушаешь жену и думаешь: какой мерзавец, какой негодяй. А потом муж рассказывает о ней, думаешь: Боже мой! Это дела интимные, личные, и говорить, что кто-то кого-то там довел — грешно. Если она беременела каждые девять месяцев — попробуйте это выдержать. И еще зная, что в Ясной Поляне бегает очень много детишек, похожих на ее мужа. Наверное, непросто. Такие дела — все сложные. Я поэтому никогда не участвую в передачах, которые касаются личных взаимоотношений. Даже болтать языком по этому поводу опасно, не приносит никогда никому пользы. Когда я смотрю передачи этой ужасной Лолиты... Наглая тетка рассуждает обо всем, о чем угодно, начинает выволакивать своего бедного пупсика и на нем экспериментировать. Ребята, да не касайтесь вы этих дел — семейных, интимных. просто любите друг друга!

Беседовала Олеся Головко, "Киевский телеграф"
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова