«УСПЕХ», СССР, Мосфильм, 1984
Психологическая драма.
Эта лента словно предвосхитила период перестройки в советской империи.
Молодой режиссер покидает столицу, чтобы на сцене периферийного театра поставить "Чайку". Он жестковат и неудобен для окружающих. Одержимый и увлеченный герой многого не замечает - и добивается успеха. Правда, очень дорогой ценой...
Режиссер: Константин Худяков. Автор сценария: Анатолий Гребнев. Оператор: Валентин Пиганов. Художники-постановщики: Борис Бланк, Владимир Кирс. Композитор: Вячеслав Ганелин. Звукорежиссер: Владимир Мазуров. Монтаж: Галина Патрикеева.
В ролях: Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Александр Збруев, Лев Дуров, Лариса Удовиченко, Анатолий Ромашин, Людмила Савельева, Алла Мещерякова, Вацлав Дворжецкий, Владимир Привалов, Мария Полицеймако, Наталья Крачковская, Юрий Леонидов, Вадим Вильский.
Гран-при МКФ в Барселоне-85; Приз «Золотой тюльпан» МКФ в Стамбуле; Призы МКФ в Вашингтоне, Картахене, Мангейме; Приз Королевской академии киноискусств Швеции.
В момент выхода на экран в 1985 году казалась не лишенным определенной смелости фильмом с двойным дном, свидетельствуя, что во вроде бы частной истории молодого амбициозного режиссера, который покинул столицу, чтобы на сцене периферийного театра с дерзостью поставить «Чайку» и добиться успеха любой ценой, скрывалось некое подразумеваемое обобщение. Всякий общественный организм, в том числе театральный, со временем оказывается подверженным косности и застою — а типичный «человек со стороны», желающий изменить сложившийся порядок вещей, вольно или невольно выступает как ниспровергатель и почти революционер, как новатор, противостоящий заплесневевшим традициям. Чеховский Треплев, объявивший борьбу за новые формы в искусстве, вынужден расплачиваться творческим поражением, неудачей в личной сфере и, наконец, собственной жизнью. А его современный аналог — эгоцентричный, одержимый и порой жестокий в общении с людьми и коллегами по театру, хотя одновременно приученный по-сегодняшнему лавировать, хитрить и изворачиваться, пусть и для достижения благой цели — это подлинный «восьмидесятник», взращенный в условиях всем уже очевидного маразма власти.
Сценарист Анатолий Гребнев, причастный (среди прочего) к появлению «Июльского дождя», своеобразного первого звонка о крахе интеллигентских иллюзий 60-х годов, актер Леонид Филатов и режиссер Константин Худяков (между прочим, еще в 1981 году они оба в телефильме «С вечера до полудня» были обеспокоены из-за рождения нового типа героя, привыкшего относиться к жизни как к «скорожраловке») в середине 80-х предупреждали о цене успеха. Сейчас же «Успех» — тем более в сравнении с режиссерским дебютом самого Филатова, который через 6 лет в ленте «Сукины дети» излишне нервозно и в то же время с чрезмерным пафосом отнесся к подлым или благородным поступкам членов труппы отдельно взятого театра, с явным намеком на Таганку — следует оценить как взвешенное и по возможности беспристрастное раздумье о неблагодарной участи любого из тех, кто посмеет потревожить «болото» и сам не сможет не увязнуть, не замараться. Реформаторов в России всегда недолюбливали.
Дополнительные материалы:
ЦЕНА УСПЕХА В.Банников Коммунар. г.Тула. 21 февраля 1985г Иной человеческий тип обрисовывает Лев Дуров. Его героя, несмотря на приближение «круглой даты», все зовут Павликом. Он и действительно взрослый ребенок.>>
ФИНАЛ НЕ ОПРЕДЕЛЁН Е.Ганин Комсомолец Забайкалья. Г.Чита. 17 мая 1985г. Ради успеха общего дела Фетисов снимает с роли Тригорина актера Павлика Платонова (Лев Дуров) — человека, который настолько влюблен в театр, что не может пережить этого и умирает.>>
СИЛА НРАВСТВЕННОГО ВОЗВЫШЕНИЯ В.Верин Комсомолец Забайкалья. 12 мая 1985г Можно ли с достаточной определённостью сказать, что Фетисов по-человечески прав, отстранив Павлика Платонова(Лев Дуров) от роли, что стало невольной причиной его смерти?>>
|
|
|
Самые популярные материалы на сайте:
|
|
|
Поиск по сайту |
|
|
Предисловие |
|
|
|
|
|
|
И это все о нем |
|
|
|
|
|
|
|
Театр |
|
|
|
|
|
|
Кино, ТВ, радио |
|
|
|
|
|
Актёрские байки. Книги. |
|
|
|
|