На главную


ОБНАРУЖИТЬ НЕОТКРЫТОЕ

Лев ДуровЗаслуженного артиста РСФСР Льва Константиновича Дурова знают почти все. Перед любителями театра при его имени сразу возникают обрезы Жевакина в “Женитьбе”, Яго—в “Отелло”, Кузьмы — в “Занавесках” Варфаламеева. Актёр обладает удивительной способностью заставить по-новому жить уже известный образ и сделать незнакомого и почти незаметного героя таким живым, что зрители начинают невольно задумываться над его прошлым, пытаются представить себе его будущее— вот эта способность всегда казалась Мне волшебством.

Скажите, Лев Константинович, не подсматриваете ли вы свои типажи?

 — Вероятно, есть актеры, которые действительно “ловят жесты на улице”. Я не занимаюсь этим специально. Если и запоминаю что-то из увиденного, то непроизвольно. Всегда пытаюсь мысленно прорисовать для себя образ. Идешь от существа роли, пытаешься увидеть и раскрыть ее по-своему. Вот, например, Яго. Он — пружина интриги, он негодяй, способный на любую подлость и поэтому постоянно ожидающий подлости от кого-то другого. Его невозможно играть расслабленным, успокоенным. Рождается образ человека, который настороже, и отсюда невольно порывистая, пружинистая походка и напряженность в движениях. А другой герой одинок, беззащитен (я имею в , виду Жевакина из “Женитьбы”). Разговаривая, он прячет руки за спину. Ему уже давно никто не подавал руки, и сам он как бы боится это сделать. В жизни я не видел, как, боясъ быть обиженным, человек прячет руки или какой походкой ходит негодяй, но знаю, что можно вести, себя и так. Мне кажется, интереснее додумать человека, может быть, даже придумать его, чем просто сделать слепок с кого-то.

Среди всего множества сыгранных вами ролей есть уже два гоголевских персонажа. Вероятно, с произведениями Гоголя работать сложно. Для этого нужно не только хорошо понимать их, но и любить. Как происходило знакомство с его произведениями?

 — Для меня Гоголь начинался, как и для многих других, с хрестоматийной “Птицы-тройки”. Любовь пришла позже, уже в зрелые годы, и мое участие в спектаклях, поставленных по Гоголю, способствовало этой любви. Ведь Гоголь неоднозначен! Эфрос ставил “Женитьбу”, которую раньше играли как водевиль, по его словам, ближе к “Шинели”, чем к водевилю. Ну что тут веселого, если человек семнадцатый раз сватается, а ему отказывают. А он не понимает почему. Тем более что этот человек добрый, мягкий, податливый. Другое дело, что он сам в чем-то ограничен, не понимает, что он не может быть предметом любви многих женщин. Но тем не менее человек сохраняет же в себе какую-то надежду, а когда надежда рушится, это драма... А невеста — это одинокая женщина, и все женихи, окружающие ее, тоже, одиноки. Это драматическая коллизия. Во всяком случае, наш театр ее увидел так. На “Мертвые души” мы тоже попытались взглянуть по-иному. Инсценировка Балясного очень сложная, но думаю, что близкая духу поэмы. Судьба автора, муки творчества, столкновение автора с героями и со своим временем, — все это чрезвычайно интересно современному зрителю. Нам с Эфросом хотелось обнаружить что-то неоткрытое, даже если хотите, драматическое и в Ноздреве. Человек — очень сложная структура. Если применить сравнение в духе нынешней эпохи НТР, человек — сложный генератор. Но один генератор вырабатывает энергию, которая кому-то нужна, которая приносит пользу. А Ноздрев — это генератор, вырабатывающий, ну, скажем, опилки. Но почему? От одиночества, от беспринципности, от безыдейности. Он, не знает, куда девать свою бестолковую энергию. Поэтому и навязывает себя всем. Ноздрев заполняет свое одиночество кипучей бесполезностью. Он деятелен, даже навязчиво деятелен. Эдакий ветряк без жерновов. Его появление всегда оканчивается скандалом, он всегда “вылетает” без одной бакенбарды, которая у него быстро отрастает. Но он не лишен и обаяния. Ведь не всякий человек обладает таким жизненным азартом, как он. Только вот куда идет эта сила? Вот в чем трагедия.

 —Лев Константинович, сейчас перед моими сверст никами встает вопрос, который в свое время вы счастливо решили — кем быть? Не могли бы вы рассказать, как выбрали профессию?

—В детстве многие мечтают стать актерами. Я же как раз не хотел, думал, что буду работать на заводе. Потом случайно мой друг затащил меня в Дом пионеров Бауманского района, тот, что на Спартаковской площади. Я три года прозанимался в драматическом кружке. Как-то само собой получилось, пошел сдавать в театральное училище, и меня приняли. Закончил училище, потом работал, в Детском театре Ленинского комсомола и вот здесь, на Малой Бронной. Если говорить о выборе профессии как таковой, то я считаю, что в любом деле можно быть потребителем, а можно быть созидателем. Всякий человек может найти счастье в работе, если он знает, для чего делается эта работа, Вот например пожарный. Если он просто выливает воду - это автоматическое исполнение обязанностей, а если он будет сознавать, что он спасает людей или спасает исторический памятник, или просто дом, нужные кому- то вещи, то он и ощущать себя будет совсем иначе. Не просто - пожарный, а - Пожарный. И вернувшись с работы, он будет гордым и счастливым, как актер после удачной премьеры. В любой профессии можно найти свой человеческий долг и призвание

С. Фиш
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова