На главную


ВОЛШЕБНЫЙ КЛЮЧ - В КЛАССИКЕ

ДУРОВ — актер и известный, и любимый, талант его необыкновенно нежен, тонок, искренен. В каждой созданной им роли - в каждом “его человеке” хочется сказать сказать — он найдет такое сокровенное, что не только не оставит нас равнодушными. но обязательно глубоко тронет, вызовет наше сочувствие; понимание. И уж невозможно будет представить, что эту роль мог бы сыграть кто-то другой. В последнее время .Лев Дуров занимается и режиссурой. В Театре на Малой Бронной, где он работает, им поставлены спектакли “Обвинительное заключение”, “Жестокие игры”. И режиссура его отличается этим особенным гуманизмом.

-Лев Константинович. Мне кажется, что вы нашли какой-то волшебный ключ, который помогает вам открыть любой человеческий характер.

 —Может быть, и нашел. Искал его в русской классической литературе и особенно у Достоевского. От Достоевского, Толстого, Тургенева пришло понимание человеческой жизни, чью тайну всякий несет в себе, в своей глубине На протяжении все- го пути любого из нас сопровождают потери. Человек стареет, следовательно, теряет молодость, силу, здоровье, себя такого, каким был, для близких.

В течение своей жизни мы многого достигаем, многому радуемся . Однако верно ли мерить человека только счастьем? Душа раскрывается не менее глубоко и от печали. Хороший актер- это человек, умеющий страдать за других. Мой профессиональный “ключ” — поиск характера — состоит в том, чтобы узнать печаль моего героя, понять, способен ли он к сочувствию, состраданию.

 —Только “хороший актер”?

 -Конечно нет. Очевидно любой художник, не берусь судить о других профессиях. Писателя, сострадающего не только другим людям, но абсолютно всему вокруг — природе, земле, лесу, каждому дереву, животному, птице,- такого писателя я знал. Это Василий Шукшин. Почему-то не могу забыть вот такой пустяковый случай.

Однажды на съемках “Калины красной” решили перекусить. Что-то купили в магазинчике, в том числе продавщица взвесила несколько соленых огурцов из бочки. Расположились, едим. И вдруг Шукшин говорит. “Господи, до чего же замучили огурец по бочкам!”. И правда, вид у огурцов был жалкий, перемятый; но никто не обратил на это внимания. А он обратил, даже на огурец. Теперь и такая мелочь о нем кажется значительной...

 -Лев Константинович, не слишком ли пессимистична наша беседа?

 -А не слишком ли много так называемого “оптимизма” в искусстве? Вот кинематографисты к примеру, особенно хлопочут о кинокомедии. Трагический жанр в котором работал Шукшин, привлекает куда меньше внимания. А ведь древние греки уповали именно на трагедии: именно: катарсис в трагедиях, полагали они, очищает душу. Очевидно, это тоже необходимо в воспитании молодежи. Хорошо, что наша молодежь не знает горя, но вот когда она и знать о нем не хочет—это уже плохо Я как-то был в Ленинграде, в Лавре, на могиле Достоевского, Недалеко расположилась группа молодежи. такие все приличные на вид, "интеллигентные". Однако они на полную мощь включили магнитофон и глупой шумной музыкой оглушали все окрест. Я несколько раз подходил к ним. пытался урезонить, что, дескать, ребята, здесь место вечного покоя, оно особенной, уважительной тишины требует, здесь могилы Достоевского и других великих людей. Но все мои чувствительные речи оставались неуслышанными. Я подскочил, выхватил их магнитофон и перебросил через стену кладбища.

— Вы — горожанин, а вот одна из ваших первых режиссерских работ — спектакль “Занавески” — о жителях села. Выбор не случаен?

— Нет. Выбор определен любовью. Мне нравятся жители села, люблю их отношение к земле, к природе. Оно не такое потребительское как порой бывает у нас, горожан. Жителям деревни свойственно и "оживлять" неживую природу. С какой лаской они трогают землю, касаются колосьев, деревьев, травы! Однажды старый колхозник удивительно рассказывая об истории своей местности, рассказывал о событиях столетней давности так, словно был их свидетелем. Видно, он по настоящему чувствовал себя вот этим звеном человеческой цепочки, чувствовал свою живую связь с человеческой историей. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что у людей, более близких к природе, к земле, и чувства теплее. Вот и конюх Кузьма, которого я играю в спектакле "Занавески",— редкостной доброты человек.

 —С чего начинает” режиссёр?

—С чтения пьесы. Начинаешь читать ее просто как читатель, и вдруг чувствуешь, что в тебе помимо воли заговорил ре- жиссер. С точки же зрения режиссерской я считаю каждую пьесу ребусом. Тут главное, сумею ли я ее разгадать, проникнуть и ее глубинную Суть, найти подводные течения в поступках персонажей, в высказываемых ими мыслях. Ведь в каждую пьесу заложено и много подсознательного, иногда какая-либо "отгадка" в ней бывает неожиданной и для самого автора. А возьмем классику! Каждая пьеса -кладезь.

Вы собираетесь зачерпнуть из кладезя классики?

—Хочу поставить “Лес” Островского. В моем видении — это лес страстей человеческих.

 —Ваше мнение о вашей профессии?

 —Трудная профессия, с потом, со слезами, с периодами неудач, отчаяния. Притом все это как непременное условие. Не будет этого. не будет и того, почему обычно судят об актерской профессии, — аплодисментов, цветов, интервью. В нашей профессии порой ничего не значат опыт и знания. Все словно исчезает куда то и приходится начинать с самого начала с нуля. Нельзя не принимать во внимание и зависимость нашей профессии от драматургии, режиссуры, партнеров, зависимость, порождающую и свои проблемы, где случаемся отказываться от себя, своего мнения, даже самолюбия. И результаты труда у нас не определенны - кому-то нравится, кому-то не нравится,а третий остается просто равнодушным. Кто же из них прав? И все-таки актерская профессия дает возможность заниматься самым интересным на свете   человеком. Человеком, который живет сегодня, человеком, который жил очень давно, и даже человеком, который будет жить в далеком будущем.

 - И что бы вы сказали о человеке как о предмете ваших профессиональных занятий?

— Человека определяет время, в которое он живет, ну, а дальше следует столько вариантов, сколько людей живет в данное время.

 - Как вы полагаете, зачем люди ходят в театр?

 - Каждый ищет в театре то чего ему недостает, - иногда веселья, иногда размышления или совпадения со своей мыслью, человеческого общения, помощи в попытке разрешить конфликты личной жизни, ответить на вечные вопросы бытия.

А какое качество вы прежде всего хотели бы видеть в своем партнере?

 —Чуткость и понимание или хотя бы стремление к этому.

Лев Константиноввч улыбнулся, прощаясь со мной. Улыбка была добрая, доверчивая. Ею он редко наделяет своих героев. Но уж если наделяет. мы всегда видим, как богат и великодушен его так называемый "маленький" человек.

Беседу вела Галина Марченко
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова